Преимущества смотровой ямы с вентиляцией
Несмотря на небольшие габариты смотрового отсека, постоянное его просушивание и проветривание очень важно. В него часто попадает влага с автомобиля, следовательно, скапливается конденсат, разрушающий стены
Из-за этого яма постепенно приходит в состояние, не подходящее для проведения ремонтных работ.
Правильная организация вентиляции даст положительный результат:
Приведет в норму температурный фон.
Нормализует показатель влажности, что хорошо скажется на состоянии автомобиля, инструментов, металлических поверхностей гаража. К тому же сырость может создать предпосылки для КЗ электропроводки линии освещения ямы.
Исключит условия, благоприятные для появления грибка, который в состоянии разрушить даже бетонные и кирпичные элементы как помещения в целом, так и смотровой ямы в частности.
Предотвратит скопление вредных испарений топлива, лако-красочных материалов, машинного масла, технических жидкостей
Это важно, т.к. достигнув определенной концентрации, они могут стать причиной пожара и отравления.
Из ямы, в которой не предусмотрена вентиляция, воздух, насыщенный влагой и разными испарениями, попадет в помещение. На здоровье автолюбителя это скажется негативно.
Отсутствие воздушного потока в смотровом отсеке приведет к тому, что кузов машины года через 2-3 придется капитально ремонтировать
Поскольку в смотровом отделе автолюбитель иногда проводит много времени, воздух в нем должен регулярно обновляться.
Технология сооружения смотровой ямы
Не будем рассказывать, как сооружать гараж с ямой, который возводится. Это не так сложно. Расскажем о том, как сделать смотровую яму в уже эксплуатируемом гараже.
Выкапывание котлована
Будем считать, что с размерами Вы определились. Их наносят на пол в гараже, к примеру, обозначив мелом. Основное требование – яма должна располагаться посередине гаражной постройки.
Разметка котлована внутри гаража Источник parki48.ru
Обычно пол в гараже – это толстая бетонная стяжка, в которую уложен армирующий каркас в виде решетки из стальной арматуры. Поэтому по разметке надо раздолбить бетон и срезать по периметру котлована арматуру.
Из образовавшегося проема лопатами удаляют песчано-гравийную подушку и грунт. Стенки и дно котлована лопатами выравнивают по максимуму. Это трудоемкая работа, которая может затянуться на два дня. Хотя многое будет зависеть от состава грунта под строением и активности мастеров. Есть одно преимущество при строительстве смотровой ямы в эксплуатируемом гараже. Стройплощадка находится под навесом, так что дождь в данном случае не помеха.
Выкапывание котлована (выемка грунта) Источник ok-berta.ru
Вентиляция смотровой ямы
Ошибку делает тот, кто не задумывается о вентиляционной системе. А ведь ее назначение не только удалять влажный воздух. Затхлые запахи от промасленных тряпок, бензина заполнят небольшое пространство быстро, постепенно перемещаясь в сам гараж. Так что лучше затратить немного времени и денег, но вентиляцию соорудить.
По сути это пластиковая труба диаметром 100 мм, которую выводят за пределы постройки. Для этого выкапывают горизонтальную траншею, которую выводят или под фундаментом, или через стену. В нее засыпают песок и укладывают трубу с выводом выше крыши гаража. Нижний конец должен располагаться у дна ямы.
Вентиляционная труба внутри смотровой ямы Источник drive2.ru
Обустройство смотровой ямы
Итак, переходим к основным работам, связанным со строительством самой ямы. В первую очередь подготавливают дно:
- Засыпают слой песка толщиною 15-20 см, который трамбуют с поливкой воды.
- Засыпают щебень средней или мелкой фракции толщиною 10 см, который тоже утрамбовывают.
- Проводится гидроизоляция всей ямы: пол и стенки.
Гидроизоляция
Гидроизоляция смотровой ямы в гараже – ответственный этап. Поэтому разберитесь в этом процессе.
Для проведения гидроизоляционных работ используют рулонный материал. Это может быть полиэтиленовая пленка толщиною не менее 0,2 мм, уложенная рукавом. Для этого используют рубероид или современные гидроизоляционные материалы на основе битума.
Полосы гидроизоляции укладывают полосами от стены до стены внахлест относительно друг друга со смещением в 10-15 см. Битумные изделия в местах нахлеста крепятся битумной мастикой. Полиэтиленовая пленка скрепляется самоклеящимися лентами. На фото ниже как раз показан вариант с полиэтиленом
Обратите внимание, что края гидроизоляции заводят за пределы ямы и прижимают грузом
Гидроизоляция смотровой ямы в гараже с помощью полиэтиленовой пленки Источник martand.ru
Формирование пола и стен
Подготовленное дно заливают стяжкой толщиною 3-7 см. Никакого армирующего каркаса в него закладывать не надо, потому что нагрузкам конструкция не подвергается, кроме веса человека
Поэтому основное внимание сооружению стенок
Как уже было сказано выше, здесь два варианта:
- использовать кирпичи или блоки;
- возвести монолитную конструкцию.
В первом случае блочный стеновой материал укладывают по периметру подготовленного котлована, укладывая элементы кладки с перевязью. То есть со смещением в половину блока или кирпича. Для скрепления используется обычный кладочный раствор с рецептурой 1:2 (цемент-песок).
Яма из блоков или кирпича Источник drive2.ru
Если сооружают монолитную конструкцию, то для этого собирают опалубку. Изготавливают ее из досок, плитных или листовых ровных и прочных материалов. К примеру, из металлического листа или профнастила, фанеры или плит ОСП.
Основная задача – собрать опалубку так, чтобы она не разъехалась под действием достаточно большого веса заливаемого бетона. Если грунт под гаражом глинистый, то опалубку монтируют как один слой ограждений с внешней стороны. Покрытая гидроизоляцией стенка котлована сама сможет спокойно выдержать любые нагрузки. Если грунт песчаный, неплотный и непрочный, тогда опалубку устанавливают в два слоя, оставляя между ними пространство для заливки бетонного раствора.
Бетон заливают за один раз, не оставляя на следующий день. Перерыв может быть между заливками, но не более 4 часов. Посмотрите на фото, вот так выглядит опалубка с залитым в нее бетонным раствором.
Смотровая яма, как монолитная бетонная конструкция Источник azowo.ru
Принудительный воздухообмен
Использование механической (принудительной) схемы вентиляции позволит полностью избавиться от всех описанных выше недостатков в работе системы и обеспечит максимальную эффективность воздухообмена в помещении. В соответствии со схемой принудительной вентиляции система должна располагать двумя независимыми узлами, оформленными в виде приточного и вытяжного каналов. В каждом из этих узлов устанавливается электрический вентилятор соответствующего класса и мощности, что обеспечивает возможность независимого управления их работой.
Такой обогрев осуществляется за счёт специальных встроенных термических элементов, работающих от электрической сети. В процессе функционирования приточного узла поступающий с улицы холодный воздух проходит через обогреватель, образуя на его выходе тепловой поток необходимой мощности, регулируемой с пульта управления режимами работы.
Сегодня на отечественном рынке представлен большой ассортимент готовых вентиляционных устройств, отличающихся как мощностью используемых в них электрических приборов, так и своей базовой комплектацией. Всё многообразие представленных на нём моделей в самом общем случае может быть сведено к двум известным классам.
К первому из них относится вентиляционное оборудование модульного типа, состоящее из двух независимых узлов, один из которых обеспечивает приток свежих воздушных масс, в то время как второй необходим для вытяжки отработанного воздуха.
Оба эти модуля работают в автономном режиме и управляются с общего пульта системы с использованием специальных датчиков программного управления. Набор вентиляционного оборудования включает в себя вентилятор, монтируемый на уровне 2–2,5 метра от пола и калорифер, используемый для обогрева воздуха. Все эти модули объединяются в систему посредством стальных воздуховодов, монтируемых вдоль стен строения на уровне расположения основного оборудования. Канал вытяжной вентиляции включает в свой состав двухскоростной вентилятор, подвижные части которого защищены металлическим ограждением, а механизм управления оснащён специальным датчиком. При высокой концентрации вредных испарений в помещении устройство автоматически переключается в режим максимальной вытяжки.
В заключение отметим, что самыми популярными моделями механических систем в наши дни являются конструкции с тепловыми рекуператорами пластинчатого типа, способствующими снижению энергопотребления.
Несколько советов, как сделать вытяжку в гараже
Вытяжной отверстие должно находиться строго по диагонали от приточного почти под самым потолком (обычно в 100 мм от потолка ). Это может быть труба, вставленная в отверстие в крыше или стене. Оптимальный материал для трубы – обычный шифер. Металлические трубы недолговечны.
Срок службы трубы из шифера можно значительно продлить, покрыв её слоем проникающей гидроизоляции. Труба не будет впитывать влагу и сможет выдержать гораздо большее число циклов заморозки-оттаивания.
На верхнем конце трубы желательно установить колпак от осадков. Более интересный вариант – поворотный диффузор-флюгер. Он позволяет улучшить тягу за счёт энергии ветра, но бесполезен в безветренную погоду. Если ваш гараж расположен в продуваемом всеми метрами месте – стоит подумать о его установке.
Как правильно сделать вытяжку в гараже — диффузор-флюгер может улучшить вентиляцию за счёт энергии ветра
Повысить эффективность вытяжки можно без установки вентилятора. Нагревательная лампа в вытяжной трубе подогреет воздух и создаст дополнительную тягу. Но самый обычный электрический вентилятор будет всё же эффективнее.
Как сделать кирпичную смотровую яму в гараже
Большая часть этапов совпадает с процессом обустройства бетонной ямы: отрывка котлована, его укрепление, гидроизоляция. Пол также лучше забетонировать, это проще, чем выкладывать его из кирпича.
В видео автор рекомендует устраивать стяжку с использованием наполнителя – обломков бетонной стяжки и кирпича.
Кладку начинают после того, как бетон на дне ямы наберет проектную прочность.
Можно чередовать кирпич с блоками.
После завершения основной кладки по периметру укладывают уголок. С помощью подрезки по углам и сварки его соединяют в прочную раму.
К кирпичной кладке раму крепят с помощью штырей, выставляя по уровню. Делают дополнительный ряд кладки и усиливают соединение рамы со стенками с помощью цементного раствора.
После завершения монтажа стенок выполняют обратную засыпку грунта к стенкам, трамбуют грунт.
Внутренняя отделка, прокладка вентиляции и электричества выполняются так же, как и для бетонной ямы. В случае с кирпично-блочной кладкой также можно сразу закладывать ниши для электрооборудования и инструмента или оформлять их позже, вставлять в кладку трубы вентиляции.
Принцип построения вентиляции гаража
В обычном «классическом» варианте строение гаража обычно состоит:
- Сам гараж
- Смотровая яма (может иногда служить одновременно и погребом)
- Погреб для бытовых нужд
Все они, как правило, располагаются друг под другом. Поскольку все помещения сообщаются друг с другом, то и вентиляция обычно одна на весь гараж, состоит из вытяжной и воздухозаборной трубы
Если вы не хотите иметь мокрые стены и лужи на полу, то важно отнестись к этому вопросу со всей серьёзностью
Погреб без вентиляции никогда не будет сухим
Обычно систему делают без дополнительного вентилятора в трубе, который выгоняет или же нагнетает потоки воздуха, но в некоторых случаях могут его устанавливать.
Виды вентиляции гаража
Вид будущей вентиляции зависит от следующих характеристик гаражного помещения:
- площади;
- количества этажей;
- материала постройки.
Различают 3 типа систем воздухообмена для гаража:
- естественная
- принудительная (механическая)
- комбинированная
Естественная
Имеет в наличии 2 канала, обеспечивающих естественную воздушную циркуляцию в гараже. Первый канал предназначен для притока уличного воздуха внутрь, по второму идет вытяжка воздушных масс наружу. Смена воздуха происходит посредством разницы температур внешней среды и внутри гаража. В проект чаще всего закладывается именно этот вид вентиляционной системы как малозатратный, легко монтируемый (даже самостоятельно) и энергонезависимый.
Принудительная
Основана на использовании механического способа притока и вывода воздуха, реализуемого с помощью специальных вентиляторов, встроенных в вентканалы. Принудительная вентиляция проводит полную смену воздушных масс в помещении гаража. Однако, данный вид вентиляции полностью обусловливается наличием электроэнергии, отсутствие которой делает такую систему недейственной и бесполезной.
Комбинированная
Совмещает описанные ранее вентиляционные системы. Вентилятор устанавливается на один из вентканалов (на вытяжку из гаража или на приток воздуха с улицы), второй при этом остается с естественной вентиляцией. Производительность комбинированной системы может изменяться за счет увеличения мощности встроенного вентилятора. При отсутствии подачи электричества из комбинированной она превращается в естественную вентиляцию, правда сила тяги будет достаточно слабой из-за лопастей вентилятора.
Чтобы определиться в выборе системы вентиляции для гаража, необходимо знать технологию организации и удостовериться в возможности монтажа выбранной системы.
Как правильно устроить вентиляцию в гараже
Цена неправильной вентиляции в гараже может дорого обойтись его владельцу. Поэтому очень остро стоит вопрос, какая должна быть температура в гараже, влажность, как правильно устроить вентиляцию.
Для обеспечения хорошей тяги в вытяжной трубе при естественной вентиляции следует соблюдать такие требования:
Вытяжное отверстие должно находиться в самой высокой точке гаража — под потолком, как показано на фото.
- Высота трубы выбирается максимальной, но не менее чем три метра от точки входа в помещение холодного воздуха через канал вентиляции для притока.
- Выходная труба вентиляции должна иметь защиту от прямого попадания на нее дождя. В этом случае на трубу ставится грибок или прикрывается шифером от крыши.
- Учитывается роза ветров. Вытяжной канал делается так, чтобы он направлялся в сторону ветра, а ветер не задувал в него.
При устройстве приточной вентиляции требуется:
- Отверстия для выхода из каналов воздуха при приточной вентиляции следует располагать к полу как можно ближе. Оптимальное расстояние составляет до 50 сантиметров.
- В приточной вентиляции общий диаметр каналов должен быть не меньше двух диаметров каналов вытяжной вентиляции.
- Входящие каналы приточной вентиляции расположены в таком направлении, чтобы ветер максимально задувал в них.
Совет: Простейшая приточная вентиляция состоит из решеточки, расположенной в нижней части ворот гаража.
Как сделать вентиляцию ямы в гараже
Инструкция по вентиляции ямы в гараже предлагает:
- По краям ямы, ближе к трубе, установленной для притока воздуха, ремонтная яма приоткрывается, создается щель шириной от 10 до 15 сантиметров.
- Отверстие приоткрывается и между дощечками на яме оставляется расстояние до 10 сантиметров. Щель делается против каналов вытяжной вентиляции. При этом следует соблюдать правило: отверстия для вытяжки вдвое меньше чем для притока.
Совет: Автомобиль в гараже следует ставить так, чтобы он не был над тем местом, где находится щель для вытяжки воздуха из ямы. Этот участок самой агрессивной среды, здесь он будет очень сильно гнить.
Как сделать вентиляцию подвала в гараже
Совет: Для подвала, размещенного в гараже, следует обязательно сооружать отдельный канал для устройства вытяжной вентиляции.
- Приточная труба располагается с севера, вытяжная с юга или учитывая розу ветров.
- Приточная труба опускается в подвал до пола, а вытяжная идет с потолка.
Для сохранения урожая, хранящегося в подвале зимой, его следует располагать не ближе 70 сантиметров от трубы.
- Общий диаметр каналов вытяжки минимум вдвое меньше диаметра притока.
- Разность высот точки для подачи притока воздуха в подвал или конца трубы около пола в подвале для прихода воздуха, и точки выхода из вытяжного канала воздуха или конца трубы, расположенного на улице для выхода воздуха, должна быть не меньше трех метров.
Как правильно сделать вентиляцию в гараже подробно показывает видео.
Выбираем тип вентиляции
Есть несколько разновидностей вентиляций, которые можно воплотить в жизнь. Они имеют свои положительные и отрицательные стороны. Создание как одного, так и другого вида требует усилий и тщательного планирования. Давайте же рассмотрим эти виды:
Естественная вентиляция в гараже. Это самый простой и эффективный способ проветривания гаража. Он заключается в естественных процессах, основанных на физических законах.
Принудительная вентиляция. В этом случае используется целая система приборов (вентиляторы) благодаря которым и выполняется отвод отработанного воздуха и наполнения помещения свежим.
Комбинированная вентиляция. В этом случае используется как один, так и второй вид вентилирования
Мы обратим свое внимание именно на естественную вентиляцию. Для ее устройства потребуется наименьшее количество средств
В чем же принцип работы естественного типа вентиляции? Он основан на физических законах. Все знают, что теплый воздух поднимается верх, в то время как холодный опускается. Ниже приводится схема естественной вентиляции.
Как видно, система основывается на использовании двух труб или каналов, которые служат для вентилирования воздуха. Одна из труб – приточная, а вторая – вытяжная. При этом вытяжная труба находится у потолка погреба, а приточная на небольшом расстоянии от пола (не меньше 10 см). Итак, основываясь на законах физики делаем вывод: теплый воздух поднимается вверх и попадает в вытяжную трубу. В то же время свежий воздух подается через приточную трубу, замещая собой количество вышедшего воздуха. Таким образом и происходит вентилирование. Это напоминает процесс, при котором открывается одно окно на кухне и дверь на коридоре. Получается, что для гаража не потребуется установка дорогостоящего оборудования. Работы по созданию просты, воздухообмен происходит естественным образом.
Обратите внимание! Иногда на вытяжную трубу устанавливают дефлектор, который способствует лучшей циркуляции и усиливает эффект. Если такового нет, то в любом случае труба закрывается козырьком, чтобы внутрь не попадала влага
А вытяжная труба поднимается на 50 см над уровнем крыши.
Есть еще один важный момент, который способствует правильному функционированию системы. Речь идет о размещении труб внутри гаража
Очень важно, чтобы они располагались по диагонали в противоположенных местах. А еще важно рассчитать оптимальный диаметр отверстий
Ведь можно сделать сквозняк внутри, а не качественный воздухообмен. Есть некоторые стандарты, которые говорят о том, что на 1 м2 площади помещения нужно отверстие, диаметром 1,5 см. Например, если размер помещения 4х6 м, то его площадь будет равняться 24 м2. Путем несложных математических решений, получаем оптимальный диаметр вентиляционной трубы – 36 см (24х1,5=36). А если их будет две, что вполне логично, то рекомендуемый диаметр каждой трубы 18 см, так как сумма делится на два.
Многие считают этот вид вентилирования лучшим, так как для его воплощения не нужно много средств, а все работы можно сделать своими руками. Нужно только закупить трубы, сделать отверстия в стене и перекрытии, если таких нет, и выполнить установку системы вентиляции в гараже.
Обратите внимание! Вытяжное отверстие можно оборудовать заслонкой, чтобы выполнять контроль подачи холодного воздуха
Это особенно важно зимой
Комбинированные вентиляционные системы
В проектах этого типа применяют естественный приток свежего воздуха. Для временного повышения производительности – устанавливают вентиляционную технику в канале вытяжки. Это решение дешевле по сравнению с комплексными технологиями. Но с его помощью можно получить хорошие результаты, если приходится использовать сложные воздуховоды.
Загрязнения быстро удаляются при наличии мощной приточно-вытяжной системы вентиляции в гараже
Такое оборудование потребляет электроэнергию, поэтому надо будет установить проводку, устройства защиты от бросков напряжения и перегрева мотора. При желании, комбинированную вентиляцию своими руками можно дополнить датчиками движения, таймерами. Они пригодятся для автоматизации запуска системы при въезде автомобиля, выключения после заданного интервала времени. Мощный канальный вентилятор обеспечит интенсивный забор воздуха из дальних частей объекта недвижимости
Что нужно подготовить для начала работы
Инструменты, которые необходимо иметь для проведения работ по установке вытяжки:
- болгарка;
- перфоратор;
- герметик;
- штукатурка.
Для сборки самой конструкции нужны такие материалы:
- трубы из металла, пластика или асбеста подходящего диаметра;
- защитные решетки;
- вентиляторы – если будет монтироваться система механического типа.
Иногда устройство делают из канализационных труб. Но этот материал лучше не использовать для приточного отверстия, чтобы избежать попадания внутрь токсинов, выделяемых пластиком.
Выбрав подходящий вариант, и подготовив все необходимое, можно приступать к установке.
Примерные расходы на установку
Стоимость вентиляционных установок может составлять до ста тысяч рублей. Это происходит в случае, если для создания принудительной системы используется сложная программируемая система. Подобные конструкции устанавливаются в больших и специализированных подвальных помещениях, к примеру, в винных погребах.
Материал |
Стоимость, руб. |
250 |
|
Колено (нужно при наличии изгибов, например, если труба поднимается снаружи), шт. |
150 |
Вентиляционная решётка, шт. |
150 |
Вытяжной вентилятор |
От 500 |
Вытяжной вентилятор центробежного типа |
От 4000 |
Дополнительные материалы (держатели труб, декоративные пластины и т. д.) |
500 |
Итого с обычным вентилятором |
от 1550 |
Итого с центробежным вентилятором |
от 5000 |
Стоимость оборудования указана примерно. В каждом конкретном случае она зависит от диаметра трубы, мощности и функциональности вентилятора и прочих показателей.
Создание вентиляционной системы — несложное, но ответственное мероприятие. Тщательность соблюдения технология установки обеспечивает «здоровье» подвального помещения и гаража. Если вентиляция не была оборудована заранее, она обустраивается в начале эксплуатации погреба по прямому назначению.
Подводя небольшие итоги
Резюмируя все вышесказанное, сделаем небольшое заключение. Если гараж используется по своему прямому назначению – для хранения транспортного средства, то организация системы вентилирования – мера обязательная.
Только с помощью такого подхода можно обеспечить своевременное удаление избыточной влаги из помещения, которая негативно влияет на хранящиеся внутри гаража предметы. Особенно, это касается самого автомобиля, ведь при повышенной влажности в гаражном помещении риски развития коррозии на металлических поверхностях транспортного средства очень велик.
Фильтры и вентиляция для гаража.
Даже при идеально выполненной гидроизоляции в гараже может быть сыро. И в первую очередь так происходит при изменении погодных условий – когда идет дождь, снег и т.п. Ведь заезжая в гараж на мокром авто, влага автоматически распространяется по всему помещению, скапливаясь на его стеновых перекрытиях и потолке.
Решить проблему с удалением конденсата и проветриваем в гараже поможет качественно выполненная система вентиляции: избыточная влага, конденсат будут попросту выветриваться из помещения под воздействием циркуляции воздушных масс.
Существует 3 варианта устройства вентиляции в гараже:
- Естественный – помещение оборудуется 2-мя вентиляционными каналами, где один служит для ввода воздуха в помещение, а другой – с целью его вывода. Система работает за счет вымещения теплого воздуха наружу.
- Механический. Работает по идентичному принципу, как и схема с естественной циркуляцией воздушных масс. Единственным отличием является наличие специального нагнетающего оборудования для принудительного перемещения воздуха в помещение и выведение из него. Как правило, для таких целей используются электровентиляторы.
- Комбинированный. Как понятно из названия, такая система является гибридом предыдущих двух. В данном случае вентиляторы или любые другие приспособления ставятся на выходе и взамен выведенному воздуху через обычный вентиляционный канал поступает новый.
По этой же причине возникает необходимость и в проветривании смотровой ямы.