Типичные проблемы в работе погружных насосов
Неисправности погружных насосов, которые приводят к неработоспособности оборудования, условно можно разделить на несколько групп:
- механические дефекты;
- поломки в системе управления оборудованием.
Проблемы, связанные с механическими дефектами
К механическим неисправностям относятся:
- дефекты сборки. Как правило, такие проблемы выявляются при первом запуске оборудования. Ремонтировать насос самостоятельно в подобной ситуации не рекомендуется, так как его можно заменить;
- проблемы в работе, связанные с частым использованием и естественным износом частей погружного насоса.
Вследствие износа могут выявиться следующие поломки:
- не качает погружной насос или напор, выдаваемый оборудованием, не соответствует мощности устройства. Такая неисправность встречается из-за износа или смещения рабочего колеса;
- появление при работе повышенной вибрации обусловлено износом подшипников или ослабления соединений элементов насоса;
- заклинивание оборудования в большинстве случаев обусловлено попаданием в устройство крупных частиц или значительным превышением максимальной рабочей температуры воды.
- течь в насосе или месте соединения с выходным патрубком возникает из-за износа уплотнительных колец. Место подтекания жидкости внутри насоса можно определить по наличию ржавчины и коррозии. Если в кратчайшие сроки не устранить проблему, то она может привести к необходимости полной замены оборудования. Места рекомендуется проверять один раз в 2 – 3 месяца.
Чтобы устранить неисправности, надо:
- разобрать оборудование. Разборка погружного насоса должна производиться только после извлечения его из водозаборника и отключения от электрического питания;
- выявить и заменить изношенные детали;
Подбор новых элементов для насоса должен осуществляться в специализированных магазинах и на основании рекомендаций профессионалов. Заменяемые части оборудования должны быть полностью аналогичны установленным в заводских условиях.
- прочистить оставшиеся элементы и в нужные места нанести смазку;
- собрать погружной насос и проверить корректность его работы.
Как обследовать и устранить неисправности в работе насоса на примере устройства вибрационного типа, показано на видео.
Неисправности системы управления
Проблемы в системе управления могут возникнуть вследствие нескольких причин:
- работы оборудования вне воды;
- нарушения электропитания устройства;
- выхода из стоя мотора, приводящего в движение рабочие части насоса.
Для того чтобы максимально обезопасить насос от работы «в сухую», рекомендуется устанавливать на оборудование дополнительный датчик, который автоматически отключить оборудование при достижении минимального уровня воды.
Большинство погружных насосов не может работать вне воды, так как именно окружающая жидкость является охладителем мотора.
Если данная неисправность возникла, то в большинстве случаев, отремонтировать насос своими силами не получится, так как необходима замена электродвигателя, а этот процесс достаточно сложен.
Достаточно часто поломки погружных насосов связаны с перебоями электропитания сети. Подобные проблемы могут привести:
к нарушению изоляции и пробиванию кабеля. Если питающий кабель не встроен в корпус насоса, то его легко можно заменить. В обратной ситуации потребуется замена погружного насоса;
к постоянному выбиванию пробок в щитке электропитания. Причиной может быть неисправный кабель или нарушение обмотки якоря. Если кабель можно заменить, то перемотка якоря в домашних условиях практически невозможна. Чтобы устранить неисправность, можно попробовать заменить вышедшее из строя оборудование. Если это действие невозможно, то потребуется замена насоса.
Если насос не работает из-за неисправности электродвигателя, то в большинстве случае решить проблему самостоятельно нельзя. Ремонт могут провести только профессионалы, но перед обращением в мастерские рекомендуется узнать стоимость устранения неисправности.
В некоторых случая приобрести и установить новый насос дешевле и проще, чем реставрировать старое оборудование.
Мелкий ремонт погружных насосов можно производить в домашних условиях. Неисправности, которые поддаются устранению своими силами, как правило, связаны с естественным износом отдельных частей оборудования. При поломках мотора насоса рекомендуется обращаться к специалистам или приобрести новое устройство.
Редкие скважинные насосы могут отличиться абсолютной безотказностью. Некоторые поломки можно исправить по месту своими руками, в этом деле поможет наша инструкция с описанием типовых неисправностей, их диагностики, устранения, а также рекомендациями по обслуживанию.
Виды насосов и область их применения
Из всей линейки выпускаемых насосов марки «Вихрь», рассмотрим водяные модели. По месту работы широко распространены погружные насосы «Вихрь», т.е. они полностью погружаются в перекачиваемую жидкость.
Водяные насосы Вихрь
Водяной насос Вихрь, ремонт и устройство этого прибора не представляют технологической сложности. Они могут разделяться на скважинные и колодезные. Тип конкретной помпы определяется исходя из предстоящего объема перекачки.
Скважинные глубинные машины отличают большая высота, на которую помпа поднимает воду и высокая производительность. Основные в этом ряду – модели СН (скважинный насос).
Маркировка машин, присваиваемая им заводом изготовителем:
- первая и вторая буквы – тип насоса, например, СН – скважинный насос;
- цифра – номинальная высота подъема воды в метрах;
- последняя буква – расположение камеры забора воды, (В – верхний, Н – нижний).
По типу рабочего органа, глубинные насосы для скважин Вихрь, разделяют на 4 вида: винтовые или шнековые, вихревые, центробежные и вибрационные.
Внешний вид, устройство и рабочий орган винтовой модели Источник http://okanalizacii.ru
Винтовая машина работает благодаря вращающемуся винту (шнеку) – своими изгибами винт захватывает воду и выталкивает ее в выходной патрубок помпы. Устройства такого типа обладают достаточной мощностью, они менее чувствительны к загрязненной воде.
Разборка насоса винтового типа
К машинам винтового типа марки «Вихрь» относится несколько моделей. Например, насос Вихрь СН-60В. Его ремонт, как и ремонт любых других типов помп, разделяется на 2 этапа: разбирают насосную часть и привод (моторная часть).
Разборка скважинного насоса Вихрь СН-60В проводится в следующем порядке.
- Выкрутив винты, снимают скобу крепления кабеля электропитания.
- Вывинчивают рым-болты (проушины для троса крепления).
- Откручивают болты и снимают верхнюю крышку помпы с выходным штуцером.
- Демонтируют защитную сетку, или внешний корпус с отверстиями, насосной камеры.
- Снимают резиновый обратный клапан.
- Движением «вверх» вынимают втулку рабочего органа.
- Скручивают шнек с вала двигателя.
При работе нужно помнить, что шнек накручивается на вал двигателя по «левой» резьбе.
Отделение электрической (моторной) части Источник https://www.kanalizaciya-stroy.ru
Перед разборкой моторной части рекомендуется кратковременно включить насос в сеть для проверки его работы без насосной части. Равномерная и устойчивая работа двигателя может свидетельствовать о нормальной работе мотора и о том, что причину плохой работы насоса нужно искать именно в насосной части. В то же время, если причиной повышенного шума при работе насоса является неисправность подшипников, то этот шум никуда не исчезнет и его будет слышно даже при снятом рабочем органе.
Разборка рабочего органа Источник https://i.ytimg.com
Работу начинают в зависимости от диагностированной неисправности. Если для ремонта необходимо только заменить подшипники вала ротора, но сначала снимают верхнюю крышку. Для этого выкручивают винты крепления, расположенные снаружи верхней части корпуса. Затем отводят в сторону снятую крышку с закрепленным в ней кабелем питания, при этом провода питания можно не отсоединять. Вынимают вверх ротор двигателя.
При необходимости более полной разборки необходимо отсоединить провода питания от обмоток статора. Затем корпус помпы нужно перевернуть и снять крепление нижней крышки. После снятия нижней крышки открывается доступ к статору мотора и его можно демонтировать.
Ремонт «скважинника» можно посмотреть:
Другой погружной скважинной моделью этой марки является насос «Вихрь» СН-90В. От модели СН-60В он отличается только большей производительностью. Поэтому на вопрос «как разобрать скважинный насос Вихрь СН-90В?» можно дать простой ответ: по методике разборки модели СН-60В.
Опираясь на приведенную методику, можно осуществить ремонт насоса Вихрь СН-90В своими руками. Применения сложных методик или специальных диагностических приборов эта работа не требует.
Краткая схема ремонта устройств центробежного типа
Последовательность ремонтных мероприятий выглядит так:
- корпус устройства промывается снаружи;
- аппарат разбирается;
- детали осматриваются, промываются и очищаются;
- детали снимаются, ремонтируются или заменяются;
- запасные части комплектуются;
- аппарат собирается;
- обкатывается и испытывается;
- окрашивается корпус.
Ремонт и профилактика поломок центробежных насосов
Любой центробежный насос требует внимательности и тщательности при ремонте по причине сложности конструкции. Основное правило ремонта – это отключение аппарата от сети перед началом работы. Этапы ремонта центробежных насосов состоят из таких пунктов:
- перед тем как отремонтировать прибор, его необходимо разобрать. Разборка осуществляется со снятия корпуса устройства. После разборки центробежного насоса своими руками его необходимо осмотреть;
- осмотр и замер зазоров уплотнительных частей и ротора агрегата;
- замена подшипников;
- проверяется вал на наличие шероховатостей и трещин. При выявлении его меняют;
- замер корпуса на наличие отклонение от нормы;
Такие мероприятия проводятся для поддержания аппарата в хорошем состоянии, поэтому частота таких ремонтов составляет раз в 4500 часов.
Для глобального ремонта при эксплуатировании 26000 часов необходимо производить такие манипуляции:
- смена вала;
- смена уплотнительных колец, втулок;
- замена секционных частей устройства;
- испытание на гидравлику.
Ремонт центробежных насосов и их техническое обслуживание задача сложная, поэтому при его выполнении возникают проблемы. К таким сложностям относятся:
- снимание муфты. Для выполнения процедуры необходимо прибегнуть к помощи съемника;
- снимание фланца нажимного;
- снимание вкладышей;
- разбор подшипников;
- съем рабочих колес.
После ремонтных работ и замены необходимых деталей необходимо собрать аппарат. Последовательность сборки такова:
- Проверка и подготовка деталей, которые будут устанавливаться.
- Подгонка деталей к местам их размещения.
- Шлифовка и притирка мест размещения сменных частей.
- При использовании диаметрического ключа и соблюдении силы винтовые крепления затягиваются.
- На валу происходит сборка рабочего колеса, соблюдая осевой зазор.
- При соблюдении перпендикулярности к торцевой стороне устанавливается разгрузочный диск.
После ремонтных работ механизм испытывается на специализированном стенде. Испытания состоят из нескольких пунктов:
- кратковременный пуск и остановка;
- прогрев устройства;
- испытание рабочего режима.
При кратковременном запуске, длящемся около трех минут проверяют смазку подшипников, правильность показания приборов и правильность вращения ротора.
Прогреваются аппараты, предназначенные для работы с горячими жидкостями.
При испытании рабочего режима включают электродвигатель, открывают задвижку по достижению всей частоты вращения, устройство обкатывают на протяжении двух часов.
Для долгой службы свой агрегат необходимо периодически отдавать на плановый ремонт или же самому делать его. Это мероприятие повлечет уменьшение количества поломок. А производя своевременный ремонт, устройство прослужит длительное время.
Ремонт и устранение неполадок
Все выше описанные модели этого бренда долговечны, но не застрахованы от преждевременных поломок. Самой распространенной является продолжительная работа насоса, который не выключается даже при прекращении потребления воды из системы.
Причин, почему насосная станция «Вихрь» не отключается, может быть несколько. Главные из них:
- неисправности с реле давления;
- разгерметизация водопровода или утечка воды в самом приборе;
- выход из строя электросхемы;
- слишком низкое или высокое напряжение в сети;
- сбой заводских настроек аварийного клапана.
Своевременная диагностика – главный ключ к долговечной и успешной работе техники. А она, в свою очередь, невозможна без ответственного выполнения инструкции по эксплуатации, которую этот производитель составил на доступном широкому кругу потребителей языке.
Для владельцев частных домов, дач, многоэтажных коттеджей, фермерских хозяйств вопрос водоснабжения стоит остро. Отличным решением данной задачи, как показывает практика, является установка насосной станции.
Насосная станция – это конструкция, с помощью которой организовывается индивидуальная водонапорная система с постоянным давлением чистой воды, пригодной для всех бытовых нужд. Устройство обеспечивает подачу воды из открытых водоемов, скважин, колодцев, магистральных водопроводов. Поддержание нужного напора в водопроводе происходит благодаря современной автоматической системе.
Причины неисправности
Владельцы скважинных насосов наиболее часто сталкиваются с такими неисправностями:
- Устройство перестало выкачивать воду из скважины. Любая дешевая техника ломается в кратчайшие сроки. Другие комплектующие установленной системы водоснабжения нередко могут быть повреждены в связи с подобными проблемами;
- Насос при погружении в скважину не функционирует. Нередко причиной неисправности могут стать проблемы с тросом. Желательно устанавливать на насос нержавеющий фиксирующий трос, чтобы он мог прослужить как можно дольше;
- Устройство работает с перебоями, постоянно появляются какие-то шумы. В таком случае желательно оборудовать систему защиты от сухого хода. Желательно своевременно смазывать все комплектующие. Без соблюдения таких простых правил моет образоваться эрозия в рабочих системах у винтов, либо колес;
- Гидроудар возникает по причине проблем с работой обратного клапана. В подобных ситуациях нужна замена этого устройства;
- Обратный клапан вышел из строя, и насос перестал функционировать;
- Мембранный аккумулятор вышел из строя, в проводке возникли определенные неисправности.
Техника может перегреваться, если будет работать «всухую». Шланг скважинного насоса тоже нужно осматривать время от времени.
Виды устройств
Водяной погружной насос – основа системы скважинного водоснабжения дома. Он помогает перекачивать воду из источника к месту назначения.
Если вы не уверены в своих силах, по поводу ремонта насоса лучше обратиться к профессионалам
Достоинства использования такого агрегата обусловлены следующими факторами:
- Может поднять воду, залегающую на большой глубине, например, в артезианской скважине.
- Позволяет обеспечить мощный напор воды и потреблять при этом немного электричества.
- Датчики могут регулировать работу агрегата, например, при возникновении риска перегрева он отключается.
Насос способен отработать довольно долгий срок. Небольшой размер позволяет устанавливать его в скважины любого размера. Актуальна простая эксплуатация и установка, которую можно производить своими руками.
Такие приборы более просты в эксплуатации и ломаются реже, потому что в них нет движущихся деталей. Применение вихревого типа оправдывает себя для водоснабжения из колодца, а также для откачки воды и полива огорода. Центробежные бывают самовсасывающими и нормально всасывающими. Первые работают за счет поступления воздуха, а вторые – за счет воды. Использование центробежного варианта осуществляется преимущественно для перекачки воды из скважин.
Разборка и ремонт дренажника своими руками
Сделать ремонт дренажного насоса своими силами, возможно, в случаях, когда неисправность не настолько большая.
Для этого понадобится осуществить диагностику работы устройства, обнаружить поломки, а также попробовать ликвидировать их.
К примеру, не составит особенного труда поменять износившийся либо неисправный элемент, или очистить фильтры. Кроме того, дома можно сделать простой ремонт электрики – поменять перебитый электрокабель, конденсатор.
А вот в случае если в корпусе устройства возникла трещина, перегорела обмотка электромотора, либо перестал функционировать клапан – правильным будет, если обратиться в специальную мастерскую, или купить другой насос.
Понадобится подрезать шнурок на месте перелома, а также подсоединить его вновь к мотору. Для этого потребуется убрать крышку и обрезанную часть провода
Вместо него, с помощью натяжного компонента, прикрепляем длинный шнурок с вилкой, а затем –устанавливаем крышку на место, осторожно и усердно затягиваем крепёжные болты
Разборка выполняется в несколько поочередных шагов:
Переворачиваем насос фильтрами кверху и осторожно прижимаем корпус в тисках. Убираем фильтрующую сеть, потом предохранительный кожух, под каким поставлено рабочее колесо
У различных модификаций он крепится на болтиках, клипсах, либо закручивается при помощи резьбы. Отвинчиваем фиксирующую гайку, которая удерживает крыльчатку на штоке. Подобные гайки содержат левую резьбу, по этой причине выкручиваются они, поворачивая их по часовой стрелке. Убираем крыльчатку, и, в случае если она износилась, сменяем на новую деталь. Если рабочее колесо целое, необходимо продолжать его разбирать до обнаружения причины поломки. Выкручиваем соединительные болтики на корпусе, из-за чего он делится на 2 элемента, которые соединены друг с другом шлейфом многоцветных проводков. Если же понадобится их разделять, то необходимо заранее сфотографировать их месторасположение. Для того, чтобы разъединить электродвигатель от корпуса, надо немного постучать по штоку молотком, так как он вдавливается в корпус очень плотно. После устранения мотора из корпуса выполняется диагностирование электрической составляющей насосного оснащения.
Установка в колодце или скважине
Погружной насос Малыш подвешивают на синтетическом тросе. Металлический трос или проволока быстро разрушаются от вибрации. Их использование возможно, если внизу — не менее 2-х метров — привязан синтетический трос. Для его закрепления в верхней части корпуса имеются проушины. В них продевается конец троса и тщательно закрепляется. Узел располагается не ниже чем в 10 см от корпуса насоса — чтобы его не засосало внутрь. Обрезанные края оплавляются, чтобы трос не расплетался.
Трос цепляется за специальную проушину
Подключение шлангов и труб
На выходной патрубок насоса надевается подающий шланг. Его внутренний диаметр должен быть чуть меньше (на пару миллиметров) диаметра патрубка. Слишком узкий шланг создает дополнительную нагрузку, из-за чего агрегат быстрее перегорает.
Допускается установка гибких резиновых или полимерных шлангов, а также пластиковых или металлических труб подходящего диаметра. При использовании труб насос к ним подключается куском гибкого шланга длиной не менее 2 метров.
Схема установки погружного вибрационного насоса
Шланг на патрубке закрепляется с помощью металлического хомута. Обычно тут возникает проблема: от постоянных вибраций шланг соскакивает. Чтобы этого не происходило, наружную поверхность патрубка можно обработать напильником, придав ей дополнительную шероховатость. Также можно проточить канавку под хомут, но сильно не увлекайтесь. Использовать лучше хомут из нержавейки с насечками — он придает дополнительную жесткость креплению.
Подготовка и спуск
Установленный шланг, трос и электрокабель стягивают вместе, устанавливая перетяжки. Первая ставится на расстоянии 25-30 см от корпуса, все остальные с шагом в 1-2 метра. Перетяжки можно сделать из липкой ленты, пластиковых хомутов, кусков синтетического шпагата и т.п. Использование металлической проволоки или хомутов запрещено — они при вибрации перетирают оболочки шнура, шланга или сам шпагат.
На оголовке колодца или скважины устанавливается перекладина, за которую будет крепиться трос. Второй вариант — крюк на боковой стенке.
Подготовленный насос аккуратно опускается на требуемую глубину. Вот тут тоже возникают вопросы: на какой глубине устанавливать погружной насос Малыш. Ответ двоякий. Во-первых, от зеркала воды до верхушки корпуса расстояние должно быть не более чем глубина погружения данной модели. Для «Малыша» фирмы Тополь это 3 метра, для агрегата PATRIOT — 10 метров. Во-вторых, до дна колодца или скважины должно быть не менее метра. Это для того, чтобы не сильно баламутить воду.
Связывать пластиком, капроновыми шнурами, липкой лентой, но не металлом (даже в оболочке)
Если погружной насос Малыш устанавливается в колодец, он не должен касаться стен. При установке в скважину, на корпус надевают резиновое пружинящее кольцо.
Опустив насос на требуемую глубину, трос закрепляют на перекладине
Обратите внимание: вся масса должна приходиться на трос, не на шланг и не на кабель. Для этого при скреплении шпагат натягивают, а шнур и шланг слегка ослабляют
Установка в неглубоком колодце
При небольшой глубине колодца, когда длина троса менее 5 метров, для нейтрализации колебаний трос подвешивают к перекладине через пружинящую прокладку. Лучший вариант — кусок толстой резины, который может выдержать нагрузку (вес и вибрацию). Использование пружин нежелательно.
Варианты крепления погружных вибрационных насосов с верхним и нижним забором воды
Установка в реке, пруду, озере (горизонтально)
Эксплуатировать погружной насос Малыш можно и в горизонтальном положении. Подготовка его аналогична — надеть шланг, скрепить все стяжками. Только затем корпус надо обернуть резиновым листом толщиной 1-3 мм.
Вариант вертикальной установки в открытом водоеме
После того, как насос опущен под воду, его можно включать и эксплуатировать. Он не требует каких-либо дополнительных мероприятий (заливки и смазки). Остужается он при помощи прокачиваемой воды, именно потому включения без воды крайне плохо на него влияют: мотор перегревается и может перегореть.
Возможные неисправности дренажного насоса ↑
Для начала скажем, что дренажные насосы «приличных» марок — весьма надёжные механизмы, рассчитанные на длительный срок службы. И если помпа не отработала положенное время — причина, как правило, кроется в неправильной эксплуатации либо несвоевременном техобслуживании. Рекомендуем до начала использования насосного оборудования внимательно изучить инструкцию по эксплуатации и безукоснительно её соблюдать.
Прежде чем приступать к разборке и ремонту насоса, следует попытаться предварительно установить возможные причины поломки.
Лопасти рабочего колеса заклинило посторонним предметом. Это может быть камешек или намотавшийся на вал пучок травы, водорослей. Корпус разобрать, очистить от мусора, проверить целостность всасывающей решётки.
Если помпа используется для откачки грязной воды с большим количеством твёрдых частиц и остатков растений, заклинивание лопастей и засорение внутренних каналов — весьма распространённая неприятность
- Неисправен поплавковый выключатель. Если вы разбираетесь в электронике, можете попробовать замкнуть контакты реле, чтобы проверить его работоспособность. Стоит проверить, не перетёрся ли провод, идущий от поплавка к помпе.
- Неисправен конденсатор в электрической цепи питания. Срок его службы в среднем ниже, чем у двигателя. Как правило, он выходит из строя раньше. Доступ к конденсатору в большинстве дренажных помп упрощён и производится в верхней части корпуса через отдельное отверстие.
- Обрыв в электрической цепи. Вероятность «подгорания» контактов тем выше, чем менее стабильным было электропитание из сети.
- Вышел из строя двигатель. Скорее всего, прогорела обмотка статора.
- Заклинил подшипник двигателя.
- Засорен всасывающий фильтр.
- Забит песком или травой корпус между наружными стенками и двигателем. Попробуйте сначала промыть насос, погрузив его в чистую воду. Не поможет — придётся разбирать корпус.
- Засорён патрубок или подающая труба. Отсоедините её для проверки. Возможно, отводящая труба слишком длинная и у помпы не хватает напора её «продавить».
- «Срезаны» лопасти рабочего колеса.
Проверьте целостность лопастей рабочего колеса
- Двигатель не развивает достаточной мощности. Причиной может быть как износ по электрической части, так и нарушение герметичности масляной камеры, отсутствие масла.
- Мотор может не развивать необходимое количество оборотов из-за повышенного износа подшипников. В этом случае его работа должна сопровождаться «нехорошим» гудением. Автомобилисты со стажем знают, как звучит дышащий на ладан подшипник.
- Перекачиваемая жидкость слишком вязкая либо содержит большое количество твёрдых частиц. Попробуйте приподнять насос, чтобы он не «хватал» мусор со дна.
- «Глючит» поплавковый выключатель.
- Проблема в электрической цепи. Окисление проводов, перегрев двигателя. Во многих моделях имеется встроенная защита от перегрева. В первую очередь стоит проверить, не греется ли питающий шнур. Возможно, напряжение питания электросети сильно отличается от нормативного и для нормальной работы помпы требуется стабилизатор.
- Периодическая блокировка лопастей посторонними предметами. Промыть или разобрать дренажный насос, очистить корпус, рабочее колесо, проверить решётку.
- Жидкость слишком вязкая, имеет высокую температуру либо большой процент твёрдых частиц.