Да будет газ! рейтинг лучших газгольдеров на 2021 год

Марки газового топлива для газометра

Самое главное, что нужно однозначно различать основной газ и газ-носитель. Оба варианта используются как для нагрева, так и для приготовления пищи на плите. Однако это принципиально разные составы газов. В случае трубки это метан CH4, а из держателя газа идет смесь пропана C3H8 и бутана C4H10. О втором типе «голубого» топлива пойдет речь далее.

Газометр заполнен сжиженным углеводородным газом (LPG), который затем сначала переходит из жидкой фазы в паровую фазу, а затем используется в качестве топлива для котлов и кухонных духовок

В газометр заливается пропан-бутановая смесь с небольшим количеством примесей. Метан в этом случае не используется, так как его сжижение для использования в автономном газоснабжении слишком дорого. Для получения сжиженного природного газа метановую фракцию необходимо охладить до -160 ° C. Это делается на специальных заводах, стоит больших денег и используется только для транспортировки СПГ на большие расстояния в больших объемах.

Сжижение пропана бутаном – более дешевая операция. Для этого их нужно охладить до гораздо более низких температур, чем метан

Кроме того, вы можете длительное время хранить сжиженный нефтяной газ в простом газовом баллоне или в бензобаке без каких-либо особых мер предосторожности. Именно поэтому в автономном газоснабжении частных домов принято использовать пропан-бутановую смесь, а также в качестве топлива для автомобилей

ГОСТ регулирует использование сжиженного нефтяного газа в виде:

  • ПТ – пропан технический;
  • БТ – бутан технический;
  • СПБТ – технические смеси пропана и бутана.

Использование этих знаков в каждом конкретном случае зависит от климатических условий и типа бензобака.

Помимо основных марок в продаже также бутан-бутиленовая фракция (ББФ), т.е. СПБТ, разбавленный технической водой

BBF – недорогой конденсатный газ низкого качества. При его сжигании выделяется примерно на 10% меньше тепла, чем при использовании обычного TPBT. Такое топливо вполне приемлемо закачивать в бензобак и сжигать в котлах. Однако его использование не лучшим образом сказывается на сроке службы газового оборудования, значительно сокращая его.

Разница между зимним и летним сжиженным газом

Смесь пропана и бутана в газообразном состоянии хорошо перемешивается с воздухом, что обеспечивает его равномерное сгорание и полное сгорание. При этом ГОСТ предусматривает переменное соотношение долей C3H8 и C4H10 в GPL. Отсюда и разделение сжиженного газа на летний и зимний градусы.

Переход сжиженного нефтяного газа из жидкого состояния в парообразное происходит внутри газометра. Кроме того, если бутан при нормальном давлении может переходить из жидкости в газ при температурах до -0,5 ° C, пропан достигает -42 ° C. Если в сжиженном виде то или иное топливо охлаждается ниже этих показателей, его переход в паровую фазу будет невозможен.

При замерзании на улице при минус 10-20 ° С бутан останется в виде жидкости. В результате он станет непригодным для использования в газовом отопительном котле или для нагрева горячей воды. Чем меньше в газометре зимой, тем лучше.

Доля пропана в «зимнем» газе достигает 80%, а в «летнем» газе всего около 50%. Бутан намного дешевле, поэтому они стараются добавить как можно больше его в СНГ. Однако без пропанового компонента также сложно обойтись.

Пропан отвечает за давление в системе и стабильность фазового перехода жидкость / пар. Если «летний» вариант СУГ залить в газометр на зиму, в какой-то момент испарение сжиженной смеси прекратится. В результате в котле закончится топливо, и в доме не будет тепла.

Ключевое различие между «летним» и «зимним» сортами газа для удержания газа – это соотношение пропана и бутана в сжиженном нефтяном газе. Чем больше первых, тем лучше в любое время года. Однако с увеличением доли пропана растет и цена на топливо.

Если газометр не закопать в землю согласно требованиям СНиП и зимой температура воздуха опустится ниже нуля, содержащаяся в нем «летняя» смесь СУГ окончательно перестанет переходить в паровую фазу. И тогда в самый неподходящий момент пропан полностью испарится и износится, а бутан никогда не превратится в газ.

Выбор поставщика

Кроме средней цены есть еще несколько критериев выбора поставщика. Во-первых, это наличие лицензии на «эксплуатацию взрыво- и пожароопасных производственных объектов». Лицензия подтверждает уровень поставщика и законность его деятельности.

Промтехгаз — надежный поставщик газа для газгольдеров

Во-вторых, это наличие собственного автопарка газовозов. Такой поставщик серьезно инвестировал в бизнес, дорожит своей репутацией и клиентами, и у него ответственный подход к делу.

В-третьих, это заправка газовозами, на которых в обязательном порядке установлены тарированные и опломбированные счетчики. Например, в Промтехгазе счетчики тарируются ежемесячно. Это защищает и клиента, и поставщика от потерь из-за перелива/недолива топлива. Информацию по заправке газгольдера можете посмотреть здесь https://idealgaz.ru/.

Категорически не рекомендуем связываться с поставщиками, которые заправляют устройства попроцентометру, даже при низкой заявленной цене на топливо. В этом случае, объем заправляемого голубого топлива не замеряется, а рассчитывается как процент уменьшения его объема в газовозе. Из-за манипуляций с цифрами вы не сможете понять, сколько топлива в итоге вам заправили.

Какое должно быть давление

Рассмотрим датчики давления. Здесь куча всего, куча всяких кранов

Вот на них нужно обращать внимание, когда к вам приехал газовоз

Это очень важно, чтобы вы могли понять какого качества газ к вам приехал. Хороший качественный газ пропан — он имеет более высокое давление, чем бутан

А для газгольдеров требуется именно пропанистый газ, чтобы в газе было, как можно больше пропана

Хороший качественный газ пропан — он имеет более высокое давление, чем бутан. А для газгольдеров требуется именно пропанистый газ, чтобы в газе было, как можно больше пропана.

Зимой нужно смотреть, чтобы давление было не ниже 5, а летом оно должно быть не ниже 8, а то и 9 атмосфер. Это говорит о том, что вам привезли качественный газ. Это косвенный показатель, но очень важный. Об этом мало кто знает. Это такой момент, который мы сами даже для себя определяем. Если мы приехали на какую-то оптовую базу и заправились некачественным газом, давление будет очень маленькое. Это для нас будет сигналом о том, что надо проверять. Что-то либо не так с системой, либо нам просто залили некачественный газ. Тогда мы начинаем использовать плотномер, при помощи которого  проверяем качество газа.  Таким образом мы  понимаем, что нужно его менять, либо соглашаемся с тем, что у нас все хорошо и везем уже газ этот заказчику.

Разница между зимним и летним сжиженным нефтяным газом

Смесь пропана и бутана в газообразном состоянии хорошо перемешивается с воздухом, что обеспечивает его равномерное сгорание и полное сгорание. При этом ГОСТ предусматривает переменное соотношение долей C3H8 и C4H10 в GPL. Отсюда и разделение сжиженного газа на летний и зимний градусы.

Топливо закачивается в газометр в «жидкой фазе», затем поступает в дом для сжигания в котле или на плите в виде «паровой фазы»

Переход сжиженного нефтяного газа из жидкого состояния в парообразное происходит внутри газометра. Кроме того, если бутан при нормальном давлении может переходить из жидкости в газ при температурах всего лишь -0,5 ° C, пропан достигает -42 ° C. Если в сжиженном виде то или иное топливо охлаждается ниже этих показателей, его переход в паровую фазу будет невозможен.

Когда на улице замерзнет при минус 10-20 ° С, бутан останется в виде жидкости. В результате он станет непригодным для использования в газовом отопительном котле или для нагрева горячей воды. Чем меньше в газометре зимой, тем лучше.

В «зимнем» газе доля пропана достигает 80%, а в «летнем» – всего около 50%. Бутан намного дешевле, поэтому они стараются добавить как можно больше его в СНГ. Однако без пропанового компонента также сложно обойтись.

Пропан отвечает за давление в системе и стабильность фазового перехода жидкость / пар. Если на зиму в бензобак налить «летний» вариант СУГ, то в какой-то момент испарение сжиженной смеси прекратится. В результате в котле закончится топливо, и в доме не будет тепла.

Проблема замерзания СУГ частично решается закапыванием бензобака ниже уровня промерзания земли. Затем тепло земли нагревает газовую смесь внутри резервуара до температур около нуля, обеспечивая ее стабильное испарение

Ключевое различие между «летним» и «зимним» сортами портового газа – это соотношение пропана и бутана в сжиженном нефтяном газе. Чем больше первых, тем лучше в любое время года. Однако с увеличением доли пропана растет и цена на топливо.

Если газометр не закопать в землю согласно требованиям СНиП и зимой температура воздуха опустится ниже нуля, содержащаяся в нем «летняя» смесь СУГ окончательно перестанет переходить в паровую фазу. И тогда в самый неподходящий момент пропан полностью испарится и износится, а бутан никогда не превратится в газ.

Главные особенности:

  • Определить какой газ в газгольдере можно по его упругости. Используются смеси, с повышенными характеристиками.
  • Не должен иметь резких запахов. Для определения протечки, используют технологию одоризации.
  • Воздух намного легче, чем пропан-бутановая смесь. Именно поэтому запрещено устанавливать резервуарные системы в помещениях закрытого типа и там, где газ может скапливаться.
  • Жидкая фаза наступает в том случае, если повышается атмосферное давление или изменены температурные показатели.
  • Высокая степень теплопроводности.
  • Свойственен низкий показатель воспламеняемости.
  • Выделяет тепловую энергию при определенном проценте сгорания.

Принцип работы редуктора

Для снабжения газом частных домов часто используются газгольдеры внутри которых довольно высокое давление, но оно не пригодно чтобы подавать газ в дом. Поэтому, чтобы его снизить, используется редуктор. Он имеет специальную конструкцию, снижающую напор СУГ до контролируемых значений.

Редуктор работает следующим образом: специальный клапан, который связан с гибкой мембраной, периодически открывается и закрывается. За счет разницы в давлении между нижней и верхней камерой мембрана приходит в действие и пропускает газ с нужной скоростью.

Жители загородных домов часто сталкиваются с проблемой, когда замерзает редуктор газгольдера, а случается это довольно часто, особенно, в зимнее время. Насколько работоспособной будет система в этом случае и как ее починить?

Проблема в том, что редуктор устанавливается открыто, поэтому его часто затапливает водой, засыпает снегом, грязью, что при наступлении морозов вызывает замерзание устройства

Важно устанавливать защитное покрытие над редуктором или обшивать его влагоустойчивыми материалами, чтобы предотвратить накапливание влаги и избежать проблемы замерзания устройства

Как сэкономить на заправке

Потребление и количество заправок в течение года сильно зависит от площади дома и уровня его теплоизоляции. Наши средние цифры – это дом площадью 200 кв. м. и самый «популярный» объем для него составляет — 4500 литров. При таких исходных данных и постоянном проживании в климатической зоне центрального федерального округа потребуется 2 заправки в год: одна в начале сезона – осенью, вторая в конце – весной.

Машина-заправщик газгольдера

Нюанс в том, что цена на газ колеблется в течение года с амплитудой в 25-30%. Максимум приходится на осень, минимум – на весну. Чтобы все время заправляться по минимальной цене, мы рекомендуем купить газгольдер большей емкости – 6000 литров и более. Какую емкость лучше выбрать для загородного дома, читайте в статье: объем газгольдера для загородного дома. Увеличенный объем дает возможность подгадать собственное потребление и дождаться периода низких цен. Экономия на заправке очень быстро окупит вам увеличение стоимости устройства из-за большей емкости, и дальше пойдет очень приличная экономия.

Все мини-решения — компромиссы

Мини-варианты автономной газификации выручают, когда очевидны выгода и комфорт газового отопления. Однако у владельца нет необходимости или возможности ставить подземную емкость.

  1. Проще всего начать пользоваться газовыми баллонами. Их мощности и объема хватит на дачу до 100 квадратов. Но в сильные морозы они не вытянут котел от 30 кВт.
  2. Наземные мини-газгольдеры хороши всем, если вам хватит объемов топлива. Также вы должны ответственно подойти к обогреву нежных к заморозкам резервуаров.
  3. Мобильный газгольдер удобно установить и подключить, но придется часто ездить на заправку. Это не очень стыкуется с современным пониманием комфортной загородной жизни.

В итоге природный газ — идеальный способ отопления для дома от 150-200 кв. м с круглогодичным проживанием. Если магистрали нет, горизонтальный подземный газгольдер остается единственным аналогом по удобству без компромиссов.

Производители

Название Характеристика
Deltagaz (Чехия) Компания производит резервуары объемом 2700, 4800, 6400 литров и др. Изготавливает в основном подземные баки. Температурный режим: от — 20 до +40 градусов. Срок службы — 20 лет. Модели имеют толщину стенок 8 мм, от коррозии их защищает эпоксидное покрытие. Московские фирмы предлагают установку модели Deltagaz 2700 за 175 000 руб. Модели на 10000 литров могут стоить 425 000 руб.
VPS (Чехия) Модели немного отличаются от газгольдеров фирмы Deltagaz. Так, температурный режим: от — 40 до +40 градусов. Гарантируется, что модель прослужит около 30 лет. Производятся подземные баки; расположение — горизонтальное. Поставляются резервуары объемами 2700, 4850, 6400, 9150 и 9950 литров. Цены на модели и монтаж почти не отличаются от цен на продукцию фирмы Deltagaz.
Antonio Merloni (Италия) Фирма в своем производстве делает упор на выпуске вертикальных подземных резервуаров. Модели имеют защитный эпоксидный слой и, в качестве дополнения, оснащены семикомпонентными защитными мешками из полимеров. Поставляются баки объемами 1000, 1650, 2250, 4500, 7250 и 10000 литров. Также выпускаются горизонтальные резервуары на 5000 литров. Температурный режим: от -40 до + 50 градусов. Срок службы — 50 лет. Цены на баки Antonio Merloni в среднем от 170 000 до 390 000 руб.
Chemet (Польша) Газгольдеры этой польской фирмы имеют полимерное покрытие. Резервуары сделаны из стали, имеют солидные ребра жесткости внутри, — все это, естественно, повышает стоимость модели. На российском рынке спросом пользуются три подземные модели горизонтального типа: Chemet 5 (4850 л), Chemet 6 (6400 л), Chemet 9 (9200 л). Стоимость моделей начинается с 330 000 рублей без учета монтажа и подключения.
Fas (Россия) В продаже имеются пять подземных моделей горизонтального типа: Fas 4.6, Fas 6.5, Fas 8.5, Fas 9.2, Fas 20 (цифры после названия — это объемы в тысячах литрах). Баки имеют покрытие из двухкомпонентного полимера. Срок эксплуатации — 30 лет. Цена резервуара Fas 4.6 примерно 200 000 руб.
Syty-Gas (Болгария) Производитель  выпускает резервуары четырех типов, ёмкостями 2700, 4850, 6400 и 9150 литров. Рабочая температура: от -40 до +40 градусов. Срок службы — около 20 лет. Баки покрыты слоем полиуретановой краски и эпоксидным слоем. Это подземные резервуары горизонтального типа. Цена бака Syty-Gas на 4850 литров составляет около 330 000 руб. В эту цену входят все работы по монтажу, подключению и настройке.

Таким образом, газгольдер способен содействовать автономной газификации и решению вопросов отопления и горячего водоснабжения загородного дома, дачи и других объектов.

Газ внутри баллонов идентичен для газгольдера, машины и баллонов?

Да. Это один и тот же газ. Это сжиженный пропан-бутан. Этот же газ заправлен в зажигалках. Если вы видели на просвет пластиковую зажигалку, самую дешевую, в ней жидкость – это тот же сжиженный газ пропан-бутан, и когда ты нажимаешь на клапан, чтобы зажечь огонь, оттуда как раз выходит уже этот сжиженный газ в газообразном состоянии, и он воспламеняется. Некоторые путают сжиженный газ с СПГ, то есть с сжиженным природным газом, а именно сжиженный углеводородным газ – это именно газ, который получается при переработки нефти, то есть нефть добывается из-под земли, она попадает на нефтеперерабатывающий завод, где ее перерабатывают, там получают масла, бензин, солярку, мазут, ну, разные составляющие нефти. И сжиженный газ, который мы используем, и который используется в баллонах, это как раз и есть продукт переработки нефти. То есть, при определенном давлении, определенной температуре он превращается в жидкость, и эту жидкость, можно спокойно транспортировать и заливать в разные ёмкости, разного вида и формата. И, по сути дела, это удобство эксплуатации, поэтому и позволило, так распространиться по всей территории России.

Есть мнение, что баллоны лучше и популярнее, а минигазгольдеры – это новшество, которое никому не интересно и не нужно

Кардинальные и принципиальные отличия газового баллона от газгольдера – это его объём, то есть объём хранимого в нём газа. К плюсам, которые можно отнести к баллонам – это то, что сам баллон стоит недорого. Вот в этом, его основное преимущество. Но, когда встает вопрос, об отоплении дома, когда у тебя дом 100 квадратов, 200 квадратов, 300 квадратов, либо любое помещение, которое нужно постоянно отапливать, то этот баллон из-за того, что он маленького объема, очень быстро будет расходоваться. Что дальше происходит? Тебе нужно брать этот баллон, ехать на заправочную станцию, где эти баллоны, либо обменивают, либо заправляют. Заправить его, привезти к себе обратно, подключить. Так может дойти до того, что придется, каждый день ездить и это делать. Вот в этом и кроется разница между баллоном и газгольдером. Потому что, установив газгольдер, его объём позволяет дом обеспечить газом на срок от нескольких месяцев до нескольких лет.

Основное преимущество газгольдера, по отношению к баллону – время и удобство использования. Существует групповая баллонная установка, когда несколько баллонов в ряд устанавливают, например, 10 баллонов или 5 баллонов. Но проблема в том, что через какое-то время придется их снять, свозить на заправку и вернуть на место. То есть физически не очень крепкому человеку это довольно-таки нелегко сделать, потому что весит такой баллон 40-50 килограммов.

Процентное соотношение

Для этого эта бутановая смесь и была придумана в  соотношении пропана и бутана 50:50 и меньше. Когда 50 пропана, 50 бутана, такую смесь вы можете использовать на автомобильных заправках, заправлять свой автомобиль. На автомобиле установлена маленькая емкость, которой не нужно большое количество паровой фазы, там достаточно небольшого количества, которое машина вырабатывает за два-три дня. Когда же вы такой газ, в соотношении 50:50 процентов, заправите в газгольдер, то как только наступят первые заморозки, когда он вам как раз понадобиться для отопления, у вас газгольдер просто перестанет работать, и вам придется газ оттуда откачивать.

Что такое магистральный (природный) газ?

У далеких от нефтегазодобычи обывателей разбор всех нюансов “газового” вопроса в подробностях нередко вызывает головную боль. Существует природный, сжиженный, баллонный, сжатый, магистральный газ и т.д. Плюс есть куча аббревиатур (КПГ, СПГ, СУГ, ГМТ, АПГ). И все это о топливе, которое мы используем в быту для нагрева воды (теплоносителя) и готовки.

Разобраться с нуля во всех видах этого такого привычного для многих россиян горючего довольно сложно.

Необходимо четко различать газ природный в магистральном трубопроводе и сжиженный в газгольдере – у них разные характеристики и состав

Как таковой природный газ, добываемый из недр земли, представляет собой смесь из:

  • метана;
  • тяжелых углеводородов (этана, пропана, бутана и т.д.);
  • водорода и сероводорода;
  • паров воды;
  • азота;
  • гелия и иных инертных газов.

В зависимости от месторождения доля первого компонента в этой смеси достигает 70–98%.

Однако «природный газ», поступающий в квартиры и дома по трубам, – это уже очищенный от примесей метан с мизерным количеством одоранта (вещества с резким неприятным запахом, облегчающим обнаружение утечек).

Подавать по газопроводам для бытовых нужд всю добываемую из земли смесь без обработки небезопасно. В ней немало взрывоопасных и вредных для человека компонентов. Проще и безопасней очистить метан от всего остального.

После очищения на месторождении этот уже сугубо метановый газ поступает в ГТС (газотранспортную систему). А из нее посредством газораспределительных и компрессорных станций его подают по газопроводам сначала в населенные пункты, а затем потребителям.

Так природный газ поступает в дома частников и городские квартиры, чтобы быть сожженным в газовых плитах, котлах и бойлерах.

Помимо сжигания в газовых котлах и плитах метан также используется в качестве газомоторного топлива (ГМТ), он безопасней пропан-бутановой смеси и в два раза дешевле бензина

Газ в квартире и ГМТ на основе метана одинаковы по составу. Однако первый по трубам “течет” в газообразном состоянии. А вот второй в баллоны автомобилей закачивается в сжатом до давления 200–220 бар виде. Такое газомоторное топливо называют компримированным (КПГ). Именно его продают на газозаправках «Газпрома».

При этом существует еще и СУГ (сжиженный углеводородный газ), также нередко применяемый для заливки в автомобили. Но он состоит уже не из метана, а из смеси пропана с бутаном. О нем дальше – это как раз то, что закачивается в газгольдеры.

К метановому классу также относятся природные газы:

  1. СПГ (сжиженный).
  2. АПГ (адсорбированный).

Первый для упрощения транспортировки и хранения сжижается охлаждением при минус 160С. Именно его возят в громадных танкерах по океанам.

Второй вариант – это метан, который адсорбирован на твердом пористом сорбенте. В отличие от СПГ для его хранения не требуется оборудование для поддержания сверхнизких температур.

При этом давление в емкости не поднимается выше 30–50 бар, поэтому хранить и перевозить его гораздо проще и безопасней. Однако эта технология в России и мире пока еще не получила широкого распространения, сказывается дороговизна производства адсорбента.

Как не дешеветь при покупке газа?

Разница в цене между летним и зимним газом составляет около 30-40%. Весной он продается дешевле, осенью – дороже. И конечно хочется здесь сэкономить, особенно если бензобак просторный. Однако если сжиженный нефтяной газ предлагается по гораздо более низкой цене за литр, чем рынок в данном регионе, вам следует серьезно подумать об этом.

однозначно указать, какой газ лучше заливать в бензобак на зиму невозможно, окончательное решение зависит от:

  • тип установленной мощности;
  • климат региона;
  • наличие / отсутствие дополнительного оборудования.

В одних ситуациях выгоднее установить принудительный испаритель на бутан и покупать дешевый летний газ, а в других – сделать выбор исключительно в пользу зимнего сжиженного нефтяного газа. Для каждого конкретного случая расчет стоимости нужно производить индивидуально. Также цена на сжиженный пропан в каждом регионе разная.

По нормам LPG следует заливать в бензобаки в виде СПБТ в зимнем или летнем варианте, но нерадивый и особо хитрый поставщик может подсунуть гораздо более дешевый аналог BBF

Стоимость заправки бензобака зависит от:

  • заполненность тары;
  • удаленность населенного пункта;
  • сезонность и тип газа (лето или зима);
  • фактический объем закачки и размер ствола заказанного танкера СПГ.

Если вы встретили на рынке поставщика с очень низкой ценой, стоит еще раз подумать, сколько у него качественного газа. С одной стороны, он может сдвинуть летний LPG вместо зимнего LPG, с другой – полностью заполнить бензобак некачественной смесью с конденсатом и примесями.

Покупать бензиновый бензин следует только у проверенных поставщиков. В случае возникновения проблем замена баллона со сжиженным газом обойдется в круглую плату. Чрезмерная экономия топлива – это потенциальные и часто неизбежные расходы на ремонт газового оборудования.

Какой вариант выбрать?

Чем больше бутана в сжиженном нефтяном газе, тем дешевле сжиженный газ для резервуара. Но эффективность и стабильность работы газоносного оборудования напрямую зависит от более дорогого пропана, содержащегося в пропан-бутановой смеси. Экономика не всегда хороша. Желая сэкономить на топливе, можно в холодную погоду оказаться без отопления.

Если вы используете передвижной бензобак без закапывания в землю, то на зиму содержащийся в нем летний сжиженный газ необходимо заменить на зимний, иначе у вас может закончиться газ для котла и варочной панели

В случае заглубления резервуара для хранения газа ниже нуля ситуация не столь однозначна. В жарком регионе земного тепла обычно более чем достаточно для обеспечения качественного испарения бутана даже при кратковременных морозах до -15 °. Следовательно, нет смысла тратить деньги на дорогой зимний вариант СУГ.

К тому же 50% пропана – хороший запас на случай кратковременных заморозков. В морозы он потратится, а при нагревании бутан снова попадет в котел. Это не создаст проблем для газового оборудования.

Однако если дом с газгольдером находится в зоне холодного или очень холодного климата, то без использования топлива с высоким содержанием пропана не обойтись. В таком регионе бензобак лучше заправлять специально рассчитанным на зиму газом в начале осени. Здесь не стоит экономить, иначе придется замерзнуть.

Особенности заправки и неразберихи

По нормам газометр заправлен сжиженным газом не полностью, а на 85%. Остальные 15% необходимы для фазового перехода жидкость / пар и для создания давления внутри сосуда. Если заливать бак в течение года только летней смесью, бутан в виде жидкости зимой будет скапливаться в глазных яблоках. Тогда залить новое топливо пропаном будет просто невозможно, а существующее нельзя будет использовать по назначению.

С точки зрения заправки нет разницы между летним и зимним газом: в обоих случаях используется один и тот же газовоз и один и тот же бензобак

Переплет бензобака – серьезная проблема. Чтобы откачать образовавшийся «конденсат», потребуется вызвать газовиков. При этом немалые деньги потратят на прокачку, потом разбавят перекачиваемый бутан пропаном и снова залить в бензобак. Для поставщика – двойная сварка, а для владельца автономной системы газоснабжения – одна стоит. Лучше не допускать такой ситуации с самого начала.

Чтобы избежать путаницы, воспользуйтесь одним из трех способов:

  1. С зимы до осени в бензобак наливают «зимний» СУГ.
  2. Для принудительного превращения сжиженного бутана в газ установлен специальный испаритель.
  3. Бензобак снаружи обмотан нагревательным кабелем.

Чаще всего используется первый метод. Но нельзя исключать и двух вторых. Эксплуатация испарителя и нагревательного кабеля – это затраты на электроэнергию. Но если такое оборудование установлено и используется, то на зиму можно смело заказывать недорогой «летний» газ.

Требования к помещению

Газовый котел, согласно нормативам, можно устанавливать только в таких помещениях:

Нежилых комнатах. Обычно котлы ставят на кухне или в специально отведенном помещении. Располагаться котельная может на любом этаже, в том числе и на цокольном.

Имеющих объем не менее 15 м 3 (допускается отклонение от нормы на 0.2 м в большую или меньшую сторону) и высоту потолков не менее 2.5 м.

Имеющих окно с открывающейся форточкой. Объем вытяжки при этом должен быть как минимум трехкратным.

Указанные выше нормативы предусмотрены для котлов мощностью до 60 кВт. Газоснабжение дома за городом чаще всего предполагает использование именно такого типа оборудования. Более мощные котлы устанавливаются частниками редко.

Принцип работы и классификация

Принцип работы газгольдера заключается в следующем:

  • в ёмкость закачивается жидкий газ;
  • затем газообразное вещество испаряется с поверхности;
  • реактор образует постоянное давление в системе газораспределения;
  • осуществляется процесс поступления газа в жилое помещение.

Чем больше площадь испарения, тем лучше газ подается в систему. Поэтому более предпочтительны в использовании горизонтальные газгольдеры, т.к. они обладают большей площадью испарения.

Схема работы газгольдера

Эти устройства классифицируются по различным критериям: объем, размещение емкости, место применения, способ установки.

Газгольдеры по объему:

  1. Переменного объема: газ хранится под давлением, которое схоже с атмосферным, в зависимости от того какой объем газа, меняется и объем емкости.
  2. Постоянного объема: газ находится под давлением, которое разнится с давлением окружающей среды и составляет 1,8 МПа.

По материалу изготовления:

  • стальные;
  • резиновые;
  • железобетонные.

По месту применения:

  • промышленные;
  • бытовые.

В свою очередь бытовые газгольдеры подразделяются на несколько видов:

  • мини-газгольдер: объем такого резервуара 480 литров, его не нужно часто заправлять, обычно при подсоединении к газовой плите его запасов хватает на 2 года и больше;
  • передвижной газгольдер: это ёмкость на колесах, которую можно перемещать в любое удобное вам место.

Газгольдеры по способу установки:

  • вертикальный: чтобы его установить, нужен котлован, диаметр которого составляет не более 2,5 метров, потому очень удобно такое устройство использовать в загородном доме с маленьким участком;
  • горизонтальный: очень вместителен, в нем может находиться 20 и более кубометров газа.

Автономная газификация при помощи газгольдера

По типу размещения ёмкости:

  • подземный;
  • наземный;
  • мобильный.

Подземный газгольдер закапывают на глубину не менее 60 см. Это необходимо для того, чтобы бак не замерз или не повредился, к тому же размещение таким способом никоим образом не испортит внешний вид вашего участка

Ёмкость подземного типа должна находиться на расстоянии от жилища не менее 10 метров.

Обладает следующими преимуществами:

  • чтобы обеспечить помещение газом, резервуар достаточно заправить один раз в год;
  • газ хорошо испаряется и без применения вспомогательных механизмов;
  • большая площадь испарения жидкости.

Грунт для размещения подземного газгольдера не должен быть подвижным.

Установка же наземных газгольдеров несложная, а цена на них «не кусается», поэтому они очень популярны в странах ЕС, но для России наземные емкости не совсем хороший вариант. Обусловлено это сильными морозами, которыми славится русская зима.

Чтобы установить газгольдер наземного типа, учитывая погодные условия в России, в дополнение понадобится устанавливать специальные испарители, а также потратить средства, чтобы утеплить корпус резервуара.

Газгольдер наземного типа надо устанавливать в 2-3 м от края участка, чтобы заправочной рукав мог беспрепятственно дотягиваться до горловины газгольдера.

Мобильный газгольдер имеет ёмкость небольшого объёма, устанавливать его быстро и просто, можно перевозить, например, на автомобильном прицепе, и быстро подсоединять к системе отопления вашего дома.

Мобильный газгольдер на прицепе

Приобрести топливо для компактного передвижного газгольдера можно на автомобильных газовых заправочных станциях. Это очень удобно, поскольку вы можете выбрать заправку с оптимальной стоимостью газа.

Мобильные газгольдеры имеют множество достоинств:

  • вместительность: можно приобрести резервуар емкостью до 1000 л;
  • мобильность: его можно перемещать в любое место, где требуется газ;
  • легко заправлять;
  • сохраняет продуктивность работы и в холода, потому что газ всегда можно безопасно подогреть;
  • такое устройство недорогое.

Минус вертикального газгольдера — другой климат

Такой резервуар — исключительно европейская история. Маленький домик есть почти у каждого, а вот участки — три шага до забора. Поэтому все ставят вертикальные емкости.

Мощности у них тоже под «еврозиму». Завод Antonio Merloni находится в Италии. Представьте себе «суровые» сицилийские, неапольские, даже миланские зимы и поймете, на что такие резервуары запроектированы.

Спросите супругу, в чем она будет ходить по участку в январские морозы: в итальянских сапожках «еврозима» или в русских валенках? Наши производители понимают, что такое морозы под 30-40 градусов не на бумаге, а в жизни.

В чем проблема с климатом? Конкретно наше отопление отличается от европейского в двух ключевых аспектах:

  1. Другая мощность котла.
  2. Другой состав сжиженного углеводородного газа (СУГ).

Отсюда и две проблемы вертикальных газгольдеров:

  1. Маленькое «зеркало испарения» для мощного котла.
  2. Там — пропан, а здесь — пропан-бутан.

Маленькое «зеркало испарения» для мощного котла

Чем ниже зимой температура за окном, тем больше требуется тепла внутри. При суровом минусе нужен газовый котел высокой мощности. Такое оборудование потребляет больше газа.

Газ в резервуаре — это паровая шапка, которая образуется над поверхностью жидкого СУГ. Если парообразная фаза обеспечивает мощный котел, СУГ активно испаряется.

Кстати

Если хотите подобрать газгольдер под мощность котла, посоветуйтесь с инженером.

Найти емкость под котел

Испарение происходит циклично:

  1. Парообразная фаза через газопровод поступает в дом.
  2. Рабочее давление в емкости опускается.
  3. Жидкий СУГ начинает испаряться.
  4. Испарившийся газ занимает свободное пространство.
  5. Образуется паровая шапка.
  6. Рабочее давление в емкости восстанавливается.
  7. Возникшая паровая шапка снова поступает в дом.

Наконец в дело вступает «зеркало испарения». Это поверхность жидкого СУГ в емкости. Чем больше площадь зеркала, тем выше скорость образования парообразной фазы.

У вертикального газгольдера площадь испарения в три раза меньше, чем у горизонтального. Поэтому паровая шапка тоже меньше. Мощный котел расходует ее быстрее.

Цитата пользователя Amotkov с форума ForumHouse

Малое «зеркало» поверхности СУГ компенсирует испаритель. Он усиливает сам процесс через нагревание жидкой фазы. В искусственных условиях паровая шапка возникает быстро и равномерно. Прибор стоит от 70 тысяч рублей и работает на электричестве.

Там — пропан, а здесь — пропан-бутан

В Европе обогреваются другим газом — чистым пропаном. Поэтому проблем с малым «зеркалом испарения» не возникает. В России для отопления используются смесь пропана с бутаном.

Оба компонента испаряются одновременно, но с разной скоростью. Пропан при прочих равных работает быстрее.

  • При естественном испарении смесь постоянно меняется — содержание бутана увеличивается.
  • Чем холоднее, тем хуже бутан испаряется. Пропан сохраняет работоспособность.

Зальем в вертикальный газгольдер «наш» СУГ 80/20. Из-за малого «зеркала» быстрее испарится весь пропан. Мощный котел «съест» активную часть: пропан сам закроет перепад давления в емкости, без бутана.

Большая часть бутана пойдет в ход уже после пропана, так как у газов разное парциальное давление. Возникнет забутанивание — в емкости останется жидкая бутановая фракция. Котел перестанет получать газ, отопление остановится.

Закрыть разрыв можно ПТ (пропаном техническим), или «зимним газом». В нем содержание бутана меньше 25%.

Выводы и полезное видео по теме

Нижеприведенная подборка видеоматериалов поможет вам разобраться во всех нюансах выбора оборудования для газификации коттеджа.

Подключение магистрального газа пошагово:

Достоинства автономной газификации:

Все нюансы монтажа газгольдера:

По всем параметрам магистральный газ по подключению и потреблению обойдется дешевле СУГ из газгольдера. Особенно это касается вопроса первоначальных трат. Но если газовой магистрали рядом с домом нет, то протягивание трубы может также влететь в большую копеечку. Здесь лучше предпочесть вариант с газгольдером: он дорог, но зато полностью автономен и с ним не нужно будет опасаться аварий на газопроводе.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Наш Бастион
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: