Причины взрыва газовых баллонов

Взрывоопасно ли ГБО

Используемый газ, будь то пропан или метан, не имеет ни цвета, ни запаха

Не важно, жидкий он или сжатый

Чтобы можно было почувствовать утечку, в газ добавляют специальные составы – одоранты. Запах можно почувствовать задолго до того, как концентрация газа в воздухе станет взрывоопасной.

Кстати, пропан в этом плане немного опаснее, чем метан, но за счет меньшего давления система на пропане в целом оказывается безопаснее.

Но даже сильно насыщенный газом воздух так просто не воспламенится. Нужна хорошая искра. Поэтому взрывоопасность ГБО нужно рассматривать в комплексе с оценкой состояния других систем автомобиля. Сам по себе газовый баллон не взрывоопасен абсолютно. Толстые стенки не дадут и шанса через них просочиться. Разве только, если баллон «разопрет» по швам.

Статистика упорно говорит о том, что газ не более опасен, чем бензин, и его недостатки не настолько критичны, чтобы отказаться от ГБО совсем. А установки 4-го поколения, управляемые электроникой, вообще считаются безопасными.

Причины взрывов

Большую опасность, конечно, предоставляют агрегаты и соединения ГБО. Или столкновение, хотя запорная арматура с предохранительными клапанами способна минимизировать риск. Тут возможны варианты с превышением давления выше нормы и протечки – со всеми очевидными последствиями.

Давайте рассмотрим, почему взрываются газовые баллоны в машине. Основными причинами являются:

  • низкое качество агрегатов системы и неправильная настройка;
  • утечки из-за микротрещин и коррозии;
  • нарушение герметичности в результате ударных нагрузок;
  • перегрев баллона;
  • перенаполнение свыше нормы.

Особое внимание хочется обратить именно на первый пункт. От качества ГБО и его правильного обслуживания зависит очень многое

Конечно, нельзя пренебрегать элементарными мерами предосторожности при заправке и использовании

Конечно, нельзя пренебрегать элементарными мерами предосторожности при заправке и использовании

Что делать, чтобы избежать опасности

Если в машине взорвался газовый баллон, то водителю и пассажирам может помочь только чудо. Мгновенно возникший пожар уничтожит всё и всех. Чтобы такого не случилось:

Надо изначально выбирать качественное ГБО и правильного установщика. Правильные монтаж и тестирование системы, а также ее настройка и обслуживание возможны только в условиях специализированных станций

Во время заправки важно следить за тем, чтобы залили или закачали «правильный» газ и не более допустимого объема. Соединения магистралей необходимо регулярно проверять мыльным раствором

Важно соблюдать периодичность обслуживания ГБО. При появлении запаха необходимо остановиться, выключить двигатель и проветрить салон

Повторный запуск возможен только после выявления причины.

Чтобы не было неприятных ситуаций, нужно ознакомиться с правилами пользования и обращения с газовыми баллонами.

Давление в котле превышает допустимое

Необходимо постоянно контролировать давление в котле

Самая распространенная причина взрыва твердотопливных котлов заключается в избыточном давлении, которое возникает вследствие закипания теплоносителя. Особенно, это касается системы отопления с закрытым типом расширительного бочка. При открытом типа расширительных бочков избыточное давление сбрасывается в бак и в большинстве случаев есть возможность избежать взрыва котла или повреждения туб теплоносителя. В свою очередь, причин повышения давления теплоносителя существует несколько:

Если устранение вышеперечисленных причин не дали должного результата, вызывайте мастера газовщика.

Поведение резервуаров при пожаре и возможные риски

При тушении пожаров с наличием газовых баллонов рассматривают следующие сценарии:

  • тепловое воздействие «пожар-вспышка»;
  • волна сжатия взрыва;
  • тепловое воздействие огненного шара;
  • тепловое воздействие факела горящего газа;
  • разлет осколков взорвавшегося резервуара;
  • отравление парами, особо токсичны пропан и бутан.

Все они взаимосвязаны между собой и всегда учитываются в комплексе

При составлении прогноза тушения пожаров при высоком риске взрыва газовых баллонов берут во внимание также свойства отдельных веществ

  1. Если в зоне возгорания находятся резервуары с бытовым газом, то при повышении температуры окружающей среды внутри емкости возникает кипение жидкой фазы и увеличивается давление на стенки. При разрыве пары воспламеняются и образуется огненный шар. Опытным путем было установлено, что разрушение сосуда объемом 50 литров, который используется для хранения бытового газа, под воздействием высоких температур происходит всего за 3.5 минуты. При этом возможно образование огненного шара диаметром до 10 м. Опасность разгерметизации резервуара со сжиженным бытовым газом состоит в горении как паров, так и жидкой и парожидкостной фазы.
  2. Наибольшую опасность в зоне пожара представляют емкости с ацетиленом. Если температура окружающей среды более 56°С, ацетилен переходит из жидкого в газообразное состояние, в результате чего резко увеличивается давление на стенки сосуда в 11.2 раза. Взрыв этого газа возможен при температуре от 450°С при избыточном давлении 2 ати.
  3. По статистике большинство несчастных случаев происходит при взрыве баллона с кислородом, который усиливает горение промасленных материалов, а также одежды.
  4. При пожаре в помещении, где хранятся сосуды с водородом, повышенная температура окружающей среды влечет за собой проникание газа в стенки емкости с последующим полным разрушением резервуара.

Основное о газовых баллонах

Незаменимость до настоящего времени газовых баллонов в быту может с уверенностью подтвердить значительная часть населения России.

Для многих людей использование баллонов со сжиженным газом — это не просто возможность иметь дополнительные удобства на даче, а единственно доступный вариант газификации своего жилого дома

На государственном уровне Ростехнадзором обозначены общие проблемы по использованию газовых сосудов, о которых необходимо знать, так как они связаны с их безопасным использованием:

  • устаревший парк — около 90% всех баллонов не защищены от переполнения во время заправки;
  • отсутствие чёткого государственного регулирования в области обращения баллонов на рынке, к чему можно отнести наличие нелегальных заправок;
  • необходимость совершенствования и доведение норм технических параметров до международных стандартов.

Несоответствие этим требованиям и рекомендациям европейской комиссии накладывает сложность в обеспечении безопасности используемой в России и импортной газобаллонной продукции.

Кроме знания общих проблем, чтобы легче было представить причины, приводящие к взрыву, и условия, которые могут способствовать этому, полезным будет знать, какие существуют баллоны, разобраться с устройством, понять некоторые нюансы из физики взрыва и горения используемой в них смеси.

Виды сосудов для газа

В зависимости от области применения, используемого наполнителя и способов подключения, газовые сосуды могут отличаться как конструктивно, так и по материалу, из которого изготовлен корпус.

Для бытовых нужд, как правило, используются металлические (стальные) газовые сосуды или колбы из композитных материалов. Каждый из них имеет свои плюсы и минусы

Наиболее популярны металлические баллоны, как новые, так и сосуды старого парка. Главная причина повышенного спроса на резервуары этого типа — относительно невысокая цена на них и большое количество предложений на рынке, в том числе, за счёт емкостей, изготовленных ещё в советские времена.

Но именно стальные баллоны подвержены наибольшей опасности взрыва и, следуя принципам безопасности, требуют соблюдения ряда условий при их хранении и эксплуатации. Поэтому подробней остановимся именно на них.

Как устроен баллон?

По конструкции газовый сосуд напоминает обычную зажигалку, ёмкость которой также заполнена веществом, находящимся в двух агрегатных состояниях. Часть резервуара занимает газ в жидкой фазе, оставшееся свободное пространство заполнено этим же веществом, но в газообразном (рабочем) виде. Через запорное устройство газ поступает в соответствующее оборудование для поджига и использования по назначению.

Стандартная комплектация газового баллона включает в себя:

  1. Сам сосуд для газа или обечайка, цилиндрической формы и с минимальной толщиной стенок 2 мм.
  2. Баллонный вентиль с запорным элементом и маховиком.
  3. Кольцевая опора (башмак), обеспечивающая устойчивое вертикальное положение ёмкости с газом.
  4. Кожух, защищающий вентиль от повреждений и загрязнений при транспортировке, хранении и эксплуатации.

На специальную резьбовую деталь — кольцо горловины баллона крепится колпак.

Полезным технически и в плане безопасности устройством, которым могут быть оснащены газовые баллоны, является пропановый редуктор в комплекте с манометром

Его применение позволяет снижать, стабилизировать и поддерживать давление смеси в заданных для конкретного газового потребителя значениях. Такой адаптер легко устанавливается на баллонах любого вида.

Газовая смесь для бытовых баллонов

Наполнителем для баллонов служит углеводородный газ — смесь пропана и бутана, которая закачивается в сосуд под давлением до 15 МПа.

Соотношение этих углеводородов определяет сезонность использования смеси или конкретный регион. Дело в том, что при относительно одинаковых основных свойствах, пропан и бутан имеют существенную разницу значений температур испарения: бутан — 0,5 °С, пропан — 43 °С (со знаком минус).

В связи с нецелесообразностью производства для каждого региона отдельных марок баллонного газа, ГОСТом предусмотрена унифицированная пропан-бутановая смесь с определённым процентным соотношением этих газов

Знание принципа смешения используемых в газовых резервуарах углеводородов имеет существенное значение не только в возможности удешевить топливо (бутан дешевле пропана), но и в снижении, из-за менее интенсивного испарения бутана, риска образования повышенного давления при значительном увеличении температуры окружающего воздуха. Резкое увеличение давления в резервуаре может послужить причиной его разгерметизации и, соответственно, взрыва или пожара.

Четыре взрыва за три дня

Константин Крохин

27 октября в одной из квартир пятиэтажки в бурятском Улан-Удэ взорвался газ. Хозяйка квартиры рассказала, что в момент взрыва была вместе с ребенком в соседней комнате. Ударная волна снесла перегородку между комнатами, выбила окно и разрушила смежную стену в соседней квартире. Взрыв вызвал короткое замыкание. Погибших и пострадавших не было. 

26 октября газ взорвался в многоквартирном доме в Балтийске. После взрыва на первом этаже здания начался пожар, взрывной волной выбило стекла. Погибших и пострадавших нет, конструкция здания не разрушена. 12 жильцов дома, в том числе пятерых детей, мэрия временно разместила в отеле. Региональный СК возбудил уголовное дело по факту оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья.  

В этот же день взрыв газа разрушил стену между кухней и комнатой в пятиэтажке в Видном. Пострадали пятеро детей и трое взрослых, но госпитализация им не потребовалась

Представитель СК рассказал, что причиной взрыва стало неосторожное использование газовой плиты во время готовки. На сегодняшний день все жильцы дома вернулись в свои квартиры. 

Трагедией закончился взрыв газа в Набережных Челнах 25 октября: погибла 22-летняя девушка, еще четверо пострадали. Ударная волна разрушила шесть квартир, в которых жили 14 человек. В МЧС причиной взрыва назвали утечку бытового газа. По поручению мэра Набережных Челнов жителям дома предоставлено временное жилье. 27 октября сотрудники муниципальных служб и управляющей компании разобрали разрушенные конструкции здания. Эксперты считают, что дальнейшее обрушение ему не грозит.

Основы безопасного обращения с баллонами

Перед установкой баллона и подключении его к газовым приборам первое, что необходимо сделать, это убедиться в отсутствии повреждений, ржавчины на корпусе и исправности вентиля.

Использованию полежат только сертифицированные баллоны, поставляемые специализированными организациями, имеющие бумажный паспорт на всех циклах эксплуатации и соответствующую маркировку, нанесённую способом ударного клеймения

К основным техническим требованиям, которые нужно соблюдать при эксплуатации баллонов, относятся:

  1. Все баллоны, за исключением одного (пятилитрового для подключения к газовой плите) должны быть установлены в пристройках вне зданий и на расстоянии, не ближе 5 м от входа в них.
  2. Исключить хранение баллонов в жилых комнатах, подвалах и на чердаках.
  3. Не размещать баллоны ближе 1 м от нагревательных приборов и 5 м от открытого огня.

К очевидным, но часто забываемым мерам безопасности при пользовании сосудами с газом, следует отнести и принять к неукоснительному исполнению следующие:

  1. Не подносить к баллону зажженную спичку или зажигалку для того, чтобы проверить утечку газа.
  2. Категорически исключить применение открытого огня для отогрева редуктора или вентиля. Для этих целей допускается использование только горячей воды.
  3. При обнаружении газа в помещении не включать никакие электроприборы, в том числе свет, и не отключать их. Температура искры в розетке или выключателе может доходить до тысячи градусов.
  4. Не пытаться самостоятельно провести ремонт запорной арматуры и других конструктивных элементов баллона.

Кроме этого, нужно строго руководствоваться предписанными производителем временными рамками использования баллонов. Сосуды, выпущенные до декабря 2014 года, можно эксплуатировать в течение 40 лет.

При отсутствии сведений о разрешённом сроке использования газовых баллонов, произведённых после этой даты и не имеющих сопроводительной документации к ним, Ростехнадзор рекомендует принимать за срок годности баллона — 20 лет.

Категорически нельзя переносить газовые баллоны, используя вентиль в качестве удерживающего приспособления. Это может стать причиной разгерметизации или поломки запорного устройства

Безопасной альтернативой стальным газовым баллонам являются более современные полимерно-композитные сосуды — евробаллоны. Их колбы защищены пластиковым кожухом, не накапливают статическое электричество. Взрывобезопасность композитных баллонов обеспечивается за счёт оснащения их предохранительными устройствами нового поколения — плавкой вставкой и обратным клапаном сброса повышенного давления.

Ключевые причины

Почему взрываются газовые баллоны с пропаном дома? В этой ситуации наиболее распространённая причина связана с неправильным, небезопасным содержанием и применением таких ёмкостей.

Когда вентиль закрыт неплотно, топливо выходит и наполняет собой помещение. И любое проявление пламени, даже скромная искра, может вызвать серьёзный взрыв или пожар.

Воздух легче газа. И когда горючее покидает баллон, оно концентрируется около пола. Поэтому человек не всегда может учуять утечку. А из-за маленькой искры или статичного электричества газ может воспламениться.

Вторая по популярности причина – баллон долго находился на холоде, и его принесли в помещение. При резком температурном скачке газ расширяется, и существенно возрастает риск его утечки.

Когда ёмкость находилась на морозе, горючее в неё пребывало в сжиженных кондициях. При расположении ёмкости в тепле газ стремительно переходит в газоподобное состояние и серьёзно расширяется.

Поэтому запрещено размещать такую ёмкость около теплового источника. Внутри неё нагнетается давление. Это следствие расширения горючего. И баллон может взорваться в любой момент.

Вносить такой сосуд с холода сразу в помещение, где царит высокая положительная температура, нельзя и по причине конденсата. В этот момент он образуется на баллоне. Высок риск возникновения коррозии и аварийной ситуации. НО если ёмкость не металлическая, такой угрозы нет.

В целом же температурные метаморфозы не несут особой опасности. Ёмкости могут справляться с солидным температурным спектром: от -40 до +50 C. Такая метаморфоза – это лишь спусковой механизм к возникновению аварии.

Третья причина связана с коррозией и микроскопическими трещинами в ёмкости. Они могут возникать постепенно и не быть заметны визуально. Но они создают значительную внутреннюю угрозу.

Вообще, в металлических сосудах очень сложно следить за уровнем газа. И взрыв может возникнуть и из-за ненормированного соотношения топлива в баллоне.

Перечень других популярных причин:

  1. Газовые ёмкости не подвергались необходимым тестам – переосвидетельствованию.
  2. При заправке баллона уровень топлива в нём анализировали не по давлению, а по массе сосуда.
  3. Баллона размещали в помещениях общего применения.

Иголка в океане

Одну из первых значимых находок ученым удалось сделать 7 октября, когда они обнаружили мощный выброс метана в акватории Восточно-Сибирского моря. Сначала им удалось «засечь» его с помощью акустических приборов, а затем увидеть собственными глазами, что, по словам участников экспедиции, является редкостью.

— Как ни точна аппаратура, показывающая координаты сипа, найти в морских волнах место прорыва газа в атмосферу посложнее, чем отыскать иголку в стоге сена. И тем не менее участникам экспедиции это удалось! Справа по борту «Келдыша» они разглядели на фоне темной воды пятно изумрудного цвета. Приблизившись к нему, ученые смогли наблюдать, как из черной глубины моря на поверхность тысячами пузырьковых нитей поднимается газ, — цитирует пресс-служба Томского политехнического университета главного эксперта управления проректора ТПУ по внешним связям, журналиста Сергея Никифорова, который находится на борту судна.


Метан, поднимающийся из глубины одного из озер северной Аляски

Фото: Getty Images/The Washington Post

Метановая реформа

Признают ли полезный газ возобновляемым источником энергии?

Общая площадь газового фонтана составила 4–5 кв. м. При этом «кипящую» из-за метановых пузырьков воду — она необходима для дальнейшего изучения — можно было черпать ведрами, не используя для этого специальные приспособления. Руководитель экспедиции профессор ТПУ, заведующий лабораторией арктических исследований ТОИ ДВО РАН, член-корреспондент РАН Игорь Семилетов заявил, что наблюдал явление такой мощности впервые за 45 лет исследований.

— Это самый мощный сип из всех, что мне довелось наблюдать. Он проявляется увеличением концентрации метана в воздухе до 16 ppm (миллионных долей), это в девять раз больше среднепланетарных значений. Никто ранее подобного не регистрировал, — цитирует его слова пресс-служба университета.

Кроме того, на следующий день неподалеку был обнаружен еще один сип (так ученые называют подводное выделение газа) похожей мощности, в результате чего, по оценкам Игоря Семилетова, уже к середине экспедиции ученым удалось собрать «уникальный материал».

Взрыв баллона ГБО — причины. Можно ли предотвратить взрыв газового баллона?

 

Могу поспорить, что перед тем, как установить ГБО, каждый из вас слышал страшилку о том, что газ — это опасно, это чревато взрывом баллона и летальным исходом. Но, как показывает практика, подобного рода явления — большая редкость и в большинстве случаев именно мы в этом виноваты.

Почему взрываются баллоны на авто, кто или что является причиной этого и можно ли избежать взрыва ГБО вы узнаете из моей сегодняшней статьи.

Устанавливая ГБО, почти все переживают о том, как взрывоопасное вещество будет себя вести в автомобиле. Не “бахнет” ли? Можно ли курить в салоне с ГБО? А что если искра? А если утечка газа? В общем вопросов было много, некоторые нашли ответы, некоторые просто привыкли к тому, что газ есть и надо быть осторожнее, а есть и те, кто по сей день опасается всего и вся.

Но, как показывает практика, газ на авто абсолютно безопасен, более того доказано, что бензин представляет большую опасность, нежели ГБО. Также статистика неумолимо свидетельствует о том, что взрыв ГБО происходит в большинстве случаев если не во всех, по вине нарушения правил эксплуатации, или нарушений допущенных в процессе установки газа на авто.

Итак, причины взрыва газового баллона на авто с ГБО

  1. Низкое качество ГБО. Покупая дешевые аналоги запчастей и комплектующих, вы рискуете своими руками создать бомбу замедленного действия в своем авто. Дешевые “ноунэйм” детали не имеют надлежащего качества, не проходили испытаний на предмет совместимости и безопасности, поэтому от них можно ждать всего чего угодно.

    Если же газовый баллон окажется подделкой или это будет какой-то очень бюджетный вариант неизвестного происхождения, в процессе эксплуатации такой резервуар может не выдержать давления и сдетонировать. То же самое касается мультиклапана, от которого зависит как поведет себя система в случае избыточного давления.

    В идеале полноценный качественный мультиклапан сбрасывает избыточное давление путем аварийного сброса газа в атмосферу. Если “мультик” плохого качества или имеет дефекты. сброс не произойдет, а баллон разорвет от давления.

  2. Эксперименты и модификация.

    В погоне за экономией и удобством владельцы нередко прибегают ко всяческим уловкам, которые позволяют им получить еще больше выгоды от ГБО. Различные эксперименты с мультиклапаном порою заканчиваются печально.

    Удаление или подгибание поплавка, отключение или удаление предохранительного клапана и прочие извращения, которые люди выполняют на свой страх и риск в результате приводят к тому, что баллон взрывается. Поплавок не перекрывает подачу, а значит топлива входит больше, чем положено, некоторые умудряются заполнить под завязку.

    В результате при повышении температуры воздуха баллон не выдерживает давления и происходит взрыв. Если мультиклапан модифицирован и удален предохранительный клапан, аварийный сброс невозможен. Поэтому в жаркие дни, давление внутри газового баллона увеличивается до состояния критического, после чего резервуар просто разрывает.

  3. Срок службы и повреждения. Многие ошибочно полагают, что после установки ГБО, его можно эксплуатировать чуть ли не до конца службы авто. Это не так! Баллон подлежит опрессовке каждые 2 года эксплуатации, а спустя 10 лет он подлежит полной замене.

    Помимо этого, следует регулярно производить осмотр состояния баллона и прочего оборудования на предмет целостности. Есть другие факторы влияющие на износ оборудования, например, такие как коррозия. Если баллон начал интенсивно ржаветь, в его надежности нельзя быть уверенным.

    Также следует учитывать различные физические повреждения (потертости, удары, трещины, и т. д.), которые также могут привести к нарушению целостности резервуара и к взрыву баллона в конечном итоге.

  4. Нарушение техники безопасности.

    Есть те, кто панически боится ГБО и обходит такие стороной, есть и другие, которые пренебрегают всеми известными правилами ТБ. В итоге взрыв происходит по причине халатного отношения к взрывоопасным веществам. Это могут быть кузовные работы, которые проводились с применением газовой горелки или рихтовочные работы, в ходе которых повреждался баллон. Также нередки случаи, когда взрыв баллона происходил из-за критического нагревания или утечки газа, которую вовремя не устранили.

На самом деле причин может быть гораздо больше, однако описать их все просто невозможно. Во многом все зависит от конкретного случая и ряда событий, которые в последствии приводят к взрыву.

Достижение безопасности

Зная причины и последствия взрыва газового баллона, можно добиться лучшей безопасности. Для этого необходимо:

Правильно хранить и эксплуатировать ёмкости с газом.
Соблюдать максимальную осторожность при работе с ними.
Использовать композитно-полимерные версии.

Изделия, обозначенные в п.3, обладают такими достоинствами:

  1. Устойчивость к коррозии.
  2. Газопроницаемость стенок при повышенной температуре.
  3. Скромная масса.
  4. Высокая прочность. Это исключает появление трещин и разрывов.
  5. Стойкость в агрессивным воздействиям и мощным нагрузкам.
  6. Прозрачная структура. Пользователь может видеть уровень наполнения топливом.
  7. Наличие клапана для скидывания лишнего давления внутри ёмкости. Клапан можно применять многократно.
  8. Свинцовый клапан, защищающий сосуд от взрыва в ситуации перегрева. Его можно использовать только раз.
  9. Наличие полимерного кожуха для удобной переноски.

Самая маленькая версия (на 12,5 л) стоит примерно 7000 руб. Модель на 30 л. – минимум 10 000 руб.

Автомобиль в ДТП получил повреждения спереди. Будет ли утечка газа?

Редуктор-испаритель и газообразные топливные трубопроводы могут быть размещены в разных частях двигателя – это зависит от структуры узла привода, типа и марки двигателя, вида впрыска и т. п. Газовый испаритель может быть установлен как сверху двигателя, так и скрыт в подкапотном пространстве. Так что будет ли поврежден газовый редуктор в результате удара в переднюю часть машины, будет зависеть от многих факторов. Не стоит опасаться и повреждения газовой топливной магистрали. Как правило, газ поступает в редуктор-испаритель по медному трубопроводу, который в подкапотном пространстве имеет спиральную форму. Такая форма позволяет защитить топливопровод от повреждений в результате вибраций. Этот надежный трубопровод, по которому в редуктор подается газ под высоким давлением, является одним из основных элементов газовой безопасности. 

Если же область топливопровода высокого давления газовой системы будет вскрыта во время работы двигателя, то в системе низкого давления, которая идет после редуктора-испарителя, произойдет нехватка газа. В этой ситуации датчик давления газа и температуры, которые необходимы для правильной работы газовой системы в машине, среагирует на внештатную ситуацию. Система автоматически отключит газовую установку, перекрыв подачу топлива в двигатель. Причем происходит это очень быстро. Так, датчик давления реагирует на падение давления в течение 0,3 секунды.

При этом вы услышите характерный «щелчок» электромагнитного клапана.

Кстати, подобное поведение газового оборудования было не раз подтверждено в различных краш-тестах, где испытывали безопасность автомобильных газовых систем. Эти краш-тесты проводились компаниями, которые производят газовые установки для автомобилей.

Также во время испытаний было установлено, что газовый баллон является единственным элементом, который может пережить серьезную аварию по сравнению с топливными баками бензиновых и дизельных автомобилей, а также по сравнению с электрокарами, использующими аккумуляторную батарею для хранения энергии.

Надо отметить, что система защиты газового оборудования, которая в случае повреждения автоматически перекрывает подачу газа, очень похожа на обычную топливную систему, используемую в бензиновых или дизельных автомобилях, в которых в случае повреждения топливной магистрали или топливного бака автоматически отключается подача топлива в двигатель (топливный насос автоматически перестает подавать топливо по топливной магистрали).

Но в отличие от газа, который менее опасен, при перекрытии подачи бензина или дизельного топлива в передней части машины остается еще достаточное количество топлива, которое имеет риск воспламениться. Ведь в результате ДТП в передней части машины может произойти утечка бензина или дизтоплива. К сожалению, по сравнению с газом этот вид топлива более опасен при утечке.

Но даже если передняя часть загорится в результате утечки топлива, редко когда водитель и пассажиры не успевают выбежать из машины. 

Может ли взорваться ГБО в автомобиле

В баллонах предусмотрены вентили и клапаны, которые могут выдерживать предельное давление (и даже с запасом). Газопроводы топливной магистрали производят из медных сплавов, а в последних поколениях стали внедрять армированные пластиковые и даже термопластиковые трубы.

Риск утечки газа мизерный, но он все-таки есть, и это можно отнести к минусам ГБО.

Даже если герметичность в каком-то месте нарушена (что при правильной эксплуатации – редкость) и газ вырвался наружу, водитель сразу же почувствует резкий запах. В баллон добавляется специальный состав – одорант, который усиливает запах настолько, что даже при малейшей утечке человек почувствует его, примет меры и не даст газу достичь опасной концентрации в воздухе.

Предел взрываемости пропана – 2,1-9,5 %, пропан-бутана – 1,9-8,5%. Именно поэтому пропан-бутановая смесь уступает по безопасности метану. Еще один неприятный «бонус» – сжиженный газ тяжелее воздуха и при утечке оседает ближе к земле. Но даже при этих показателях одорант даст знать об утечке задолго до достижения отметки 2,1.

Метан взрывается при концентрации в воздухе в пределах 5–16 %, самая опасная концентрация – 9,5%. Если концентрация газа менее 5%, он не взрывается, а горит, хотя горение может происходить очень быстро, в виде хлопка, что также очень опасно для людей, но само по себе к взрыву баллона не приведет. Разве что начнется пожар и баллон взорвется от того, что давление в нем в результате нагрева повысилось.

Метан легче воздуха, и, покинув баллон, его потоки стремятся вверх. Накапливаться он может только в закрытых помещениях, под потолком.

Допустим, события развиваются по худшему сценарию и газа в воздухе достаточно для потенциального взрыва. Без хорошей искры детонация не произойдет.

Неблагоприятные факторы для ГБО при утечке – горение проводки и других деталей авто. Поэтому взрыв может произойти только под действием мини-пожара в остальных системах.

Сам по себе газовый баллон не взрывоопасен при условии, что он качественно изготовлен, испытан и оборудован в соответствии с правилами и требованиями к ГБО.

Как правильно пользоваться баллонами с газом

Нарушение правил хранения или пользования емкостей с газом зачастую способно привести к взрыву, поэтому нужно знать следующее:

  1. Хранить баллон необходимо только в хорошо проветриваемом помещении. Не кладите его, он должен находиться в вертикальном положении. Подвал с высокой влажностью не подойдет для его хранения. Также не следует баллон закапывать. Кроме того, на место его хранения не должны попадать солнечные лучи.
  2. Нельзя приступать к замене оборудования, если рядом есть открытый огонь или работающие электрические приборы. Краны должны быть полностью закрыты. Поменяв старый баллон, не поленитесь, и проверьте герметичность соединений. Для этого приготовьте обычный мыльный раствор и нанесите его на трубу, если появляются пузырьки, значит, следует подтянуть стык.
  3. Любое газовое оборудование должно проверяться и ремонтироваться только у специалиста.
  4. Емкости с газом, которыми вы в данный момент не пользуйтесь, следует хранить в отдельном помещении.
  5. Проводите регулярные чистки горелок. Не допускайте их засорения.

Бытовой газ и причины взрыва

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Наш Бастион
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: