Виды неисправностей цилиндров и их устранение
Все существующие неисправности в газовых баллонах делятся на два типа: устраняемые и не подлежащие устранению.
К первому типу относятся:
- некорректная работа клапана баллона и манометра;
- повреждение обуви или ее смещение;
- повреждение резьбового соединения;
- утечка газа;
- облупившаяся краска на корпусе во многих местах.
Второй вид неисправности – это сильно поврежденная поверхность корпуса в виде вмятин, трещин, неровностей и отсутствия следов. В этом случае баллон выбрасывается. Решение о возможности или невозможности ремонта принимает специалист соответствующей квалификации.
При ремонте газовых баллонов часто выполняется простая замена неисправных элементов. Иногда необходимо промыть внутреннюю часть емкости и проверить ее на наличие внутренней коррозии. Периодическая проверка включает в себя все эти работы, и по их завершении выдается сертификат.
Газовый баллон на фото требует ремонта. Его нужно покрасить и заменить клапан. Первую работу можно выполнить самостоятельно, а вторую доверить специалисту
Этого нельзя делать дома. Все, что вы можете сделать самостоятельно, это покрасить корпус цилиндра. Делать это нужно очень аккуратно, чтобы не закрасить надписи и не повредить маркировку. Все остальные неисправности могут быть устранены только в специализированной мастерской или на заводе-изготовителе.
Как выбрать безопасный газовый баллон
Следует отметить, что газовое оборудование всегда должно быть под присмотром. Не только во время использования, но и во время перевозки, хранить тоже необходимо по всем правилам. Газовый баллон незаменим для людей, у которых не решён вопрос с централизованным снабжением газом. В этом случае такой баллон будет значительным упрощением жизни.
Композитные газовые баллоны
Давайте рассмотрим, на какие качества стоит опираться при выборе баллона:
вместимость. По этому параметру среди газовых баллонов есть сильный разброс: существуют небольшие модели по 5 литров, до больших 50 л. моделей. Чтобы выбрать подходящий, нужно подумать о том, будете ли вы задействовать газовые плиту, отопитель. На сколько человек рассчитана покупка, сколько у вас свободного пространства;
материал и тип баллона. Баллоны могут быть либо установлены из стали, либо из полимерно-композитных материалов. Отличие первых в долговечности и надёжности, они менее подвержены механическим повреждениям. Второй тип материала характеризуется защитой от взрывов и маленькой массой. Композитные образцы хоть и по многим качествам превосходят металлические из-за высокой цены не привлекают внимания пользователей;
объём. Как уже говорилось, виды баллонов по объёму ёмкости варьируются от 5 до 50 литров. Необходимо выбрать объём, соответствующий типу решаемой с помощью баллона задачи. Так, например, отопление на даче или же работа на производстве требуют разных объёмов;
особенности конструкции ёмкости. Вентильный баллон представляется гораздо более удобным и долговечным решением, так как, если вы будете подключать газовый баллон с помощью клапана, то не исключено появление утечек или недостаточная герметизация соединений;
аттестация моделей. Каждый газовый баллон должен обладать паспортом изделия, в который заносится информация о пройденной аттестации изделия. Она проходит раз в пять лет и подтверждает качество изделия
Для покупки качественного газового баллона нужно обращать на этот пункт пристальное внимание. Если вы обратитесь в компанию, которая специализируется на производстве и продаже газовых баллонов, то скорее всего сможете приобрести аттестованный качественный баллон;
производитель
Выбирайте только зарекомендовавших себя на рынке производителей, они тщательно следят за качеством своей продукции. Так как технология создания таких баллонов признана довольно специфичной, лучше всего доверять изготовление ёмкостей, основанных, как правило на полимерно-композитных материалов только специалистам, располагающим нужным оборудованием.
Как выбрать для горелки
Итак, вы хотите купить газовый баллон для своей горелки, но не знаете, какой вам нужен, нужно понять несколько вещей:
- Для чего нужен баллон (горелка для туризма, горелка для работы).
- В каких условиях он будет эксплуатироваться.
- Определиться с бюджетом.
- Понять, какой размер баллона подойдет вам больше всего.
Каких объемов баллончики предпочитаете покупать?
МалыеБольшие
Чаще всего горелки используются для двух целей — в туризме и в качестве паяльной лампы. Если вам нужен баллон для паяльной лампы, то просто купите обычный баллон с пропаном или бутаном. Стоят они дешев, особых требований к ним не имеется. Главное — подобрать баллон, который подойдет по размеру и форме крепления к паяльной лампе.
В случае с туристическими баллонами все интереснее. Выбирать нужно исходя из того, как долго вы будете в походе или путешествии и какие климатические условия вас ожидают. Исходя из расстояний и длительности путешествия нужно выбрать размер баллона — чем дольше, тем больше нужен баллон. Исключение — поездки по «цивилизованным» местам, где можно найти магазин с газовыми баллонами. В автономные походы в дали от населенных пунктов стоит взять с собой запасные картриджи.
В случае с климатом, нужно смотреть на маркировку модели баллона. Есть универсальные баллоны, которые предназначены для 4-х сезонов, но слишком экстремальные температуры они не выдержат. Если вы будете ехать где-то, где температура будет ниже -15 градусов, то нужно выбирать зимние баллоны. То же самое — в случае с очень жарким, влажным климатом.
Мнение эксперта
Торсунов Павел Максимович
По бюджету: выбирайте только те баллоны, которые не слишком сильно будут отягощать ваш бюджет. Главное, чтобы они не были какими-то кустарными или без сертификации. Лучше взять с собой еще один запасной баллон, чем потратить все деньги на один дорогой. Состав смеси у крайне дорогих и баллонов из средней ценовой категории редко изменяется настолько, что это влияет на качество работы горелок.
Выбор баллона
Баллон газовый для дачи покупают уже заправленным. Рекомендуется брать также запасной баллон, который можно будет установить, когда газ в первом закончится. К изделиям подбирают редукторы, модель которых зависит от типа стального сосуда. Для баллонов с вентилями нужен один вид редукторов, для изделия с клапанами — другой. Баллон газовый купить можно сразу с горелкой или без таковой. На дачах очень часто используется пропан, это очень экономичный газ. Он сокращает расходы владельцев дома. При покупке нужно обязательно удостовериться в надежности компании, которая поставляет товар. От этого зависит безопасность покупателя.
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Правила хранения и транспортировки
По правилам Ростехнадзора и в соответствии с Постановлением Правительства РФ №390 от 2012 года установлен порядок обращения с ёмкостями, предназначенными для хранения технических газов под давлением. Особенности хранения и установки на рабочем месте:
пропан и ацетилен — баллоны должны храниться вне жилых помещений, на производстве — отдельно от иных газовых смесей
Обязательно наличие надписей и табличек, предупреждающих об огнеопасных ёмкостях: «Осторожно! Газ». В торговых центрах хранение запрещено;
все технические газы — кислородные баллоны обязательно хранить отдельно от остальных
Установка и подключение возможны на расстоянии не менее 1 м от труб отопления и радиаторов. До открытого пламени должно быть более 5 м. Не допускается длительное воздействие на баллоны прямых солнечных лучей.
Общие правила работы с баллонами:
- Работать с газовыми баллонами необходимо в чистых перчатках или рукавицах.
- Направлять струю при продувке шлангов следует всегда от себя и не в сторону людей.
- Кроме защитного пластикового колпака, на вентиль газового баллона ставят заглушку. Она затягивается усилиями баллонного ключа до упора.
- Открытие и закрытие маховика баллонного вентиля всегда делают усилиями специального ключа.
- По лестницам газовые баллоны необходимо переносить на носилках.
- При транспортировке не допускаются резкие толчки, удары.
- Работы с одним баллоном (переноска, подключение) осуществляются максимум двумя работниками.
- С газовым оборудованием обязательно работать искробезопасным (бронзовым) инструментом.
Для перевозки при помощи автотранспорта понадобится оформление разрешения. Баллоны располагают либо лёжа поперёк кузова, либо стоя в контейнере.
Полезная информация по безопасному использованию
Безусловно, предохранительные устройства – обязательный элемент любого газового баллона из композитного материала. Композитные модели – не исключение. В обязательном порядке на каждом приборе устанавливается редуктор давления. Если он превысит минимально допустимый порог, клапан откроется, и часть газа будет выпущена, что позволит избежать разрушения конструкции.
При этом газовый баллон продолжает нормально работать. Еще один защитный элемент, который устанавливается на еврошарики, – это плавкая перемычка. При опасном уровне нагрева он плавится, не давая конструкции перегреться. Раньше для этих целей использовались пружинные предохранители, но новый элемент считается более надежным.
После расплавления вставки, например, из-за перегрева во время пожара, газ уходит из контейнера безопасным и контролируемым образом. К сожалению, после невозможности сброса предохранителя цилиндр становится непригодным для дальнейшей эксплуатации.
Конечно, не стоит нагревать европейские баллоны до таких высоких температур без крайней необходимости. Рабочим диапазоном для таких конструкций считаются параметры от 40 градусов ниже нуля до 60 градусов Цельсия.
Может ли составной цилиндр взорваться? От искры – нет, но если давление внутри емкости случайно повысится, вероятность такого результата значительно возрастет. Поэтому утверждения об абсолютной взрывобезопасности баллонов не соответствуют действительности.
Причиной повышения внутреннего давления внутри такого баллона может быть нагрев тела, из-за которого сжиженный газ слишком быстро испаряется.
И все же взрыв европейского шара – событие крайне редкое. При воздействии открытого пламени сработает предохранитель, и часть корпуса также может расплавиться. Через эти отверстия газ выйдет из баллона и не взорвется. Использование горючего газа всегда осуществляется с соблюдением самых строгих мер безопасности.
Хотя сам композитный баллон не может взорваться, взрыв может быть вызван выходом газа через большое отверстие. Поэтому в обязательном порядке необходимо проводить регулярную проверку целостности тары. Правильный уход за композитными газовыми баллонами продлит их жизнь.
На упаковке каждого нового продукта есть письменное напоминание о необходимости полной проверки и возможной замене продукта каждые десять лет.
Конечно, стандартный осмотр и осмотр баллона следует проводить гораздо чаще:
- перед заправкой сжиженным газом;
- во время такой заправки;
- после заполнения контейнера сжиженным нефтяным газом.
Проверка баллона включает следующие требования:
- марка топлива и тип баллона должны совпадать;
- техническое обслуживание резервуара должно производиться вовремя;
- необходимо проверить целостность как самой составной колбы, так и нанесенной на нее маркировки.
Если результат проверки окажется неудовлетворительным по одному из вышеупомянутых пунктов, контейнер должен быть подвергнут внеочередному техническому осмотру, чтобы убедиться в его пригодности для дальнейшего использования. В этом случае проводится анализ износа цилиндра. Учитывает наличие царапин, потертостей, вмятин и других повреждений на корпусе.
Состояние каждого повреждения анализируется на предмет риска для общей целостности судна. За состоянием таких недостатков следует следить с момента их появления. Проверяя маркировку на композитном газовом баллоне, убедитесь, что он не поврежден.
Было бы грубой и опасной ошибкой заправлять такой цилиндр топливом, для которого он не предназначен. Маркировка у разных производителей осуществляется по-разному. Это может быть штрих-код или специальный клей, ламинированный и надежно прикрепленный к корпусу.
крайне важно указать и сохранить такие данные, как штрих-код и серийный номер продукта. Если вся или часть этой информации потеряна, возможно, потребуется утилизировать баллон и заменить его новым продуктом
Еще один важный момент – проверить целостность клапана. Этот элемент необходимо вкрутить в предназначенное отверстие. Площадь его контакта с материалом баллона строго нормирована.
В современных композитных баллонах установлена запорная арматура, соответствующая мировым стандартам. Кроме того, необходимо контролировать работоспособность устройств блокировки и управления как на самом устройстве, так и на том, что используется для подключенной линии. Монтаж и замену кранов и газовых труб необходимо производить в соответствии с регламентом.
Из соображений безопасности лучше выбирать компании, которые могут предоставить лицензии и разрешения на данный вид деятельности на заправку баллонов и замену газового крана.
Устройство газового баллона
Как для хранения, так и транспортировки сжатого и сжиженного газа созданы газовые баллоны — специальные сосуды, в которых эти вещества находятся под высоким давлением. Первый вид газа под любым давлением пребывает в газообразном состоянии, а второй, при росте этого параметра, переходит в жидкую фазу. В сжатом и сжиженном состоянии транспортируются и хранятся азот, фтор, кислород, метан, водород, а также хлор, углекислый газ, аммиак.
Сама емкость представляет собой цельносварную конструкцию со стенками толщиной минимум 2 мм с геометрией в виде цилиндра. Она изготовлена из стали или полимера. Ее составляющие:
- обечайка;
- горловина;
- дно.
Горловина баллона имеет конусную резьбу под запорный вентиль, герметично перекрывающий выход. В случае, когда в силу каких-то причин произойдет расширение газа, под воздействием давления вентиль сорвется, и давление внутри сосуда придет в норму. Газ внутри такого сосуда пребывает под давлением максимум 15 МПа. В корпусе баллона или обечайке имеется сварной одинарный шов.
Объем баллона зависит от материала, из которого он изготовлен, вида наполнителя и назначения. Кислородные баллоны бывают как малолитражными — от 2 до 10 л, так и средними — 20 – 40 л
Чтобы газ внутри сосуда оказывал одинаковое давление на его стенки, у каждого баллона есть выпуклое днище — верхнее и нижнее. Для большей устойчивости баллон снабжен кольцевой опорой — башмаком. Кроме того, газовый резервуар имеет в своем комплекте металлический или пластиковый колпак, предохраняющий вентиль во время эксплуатации и транспортировки.
Колпак навинчивают на кольцо горловины. Иногда баллон снабжают редуктором, предназначенным для уравновешивания давления. Вентиль представляет собой узел, в состав которого входит стальной корпус в виде тройника, маховик, запорный элемент.
Под каждый вид газа требуется вентиль специальной конструкции
Для безопасной эксплуатации важно, чтобы тип емкости соответствовал наполнителю. Узел, состоящий из пропускного клапана и штока, называется запорным элементом
Каждая из деталей сборки выполняет свою функцию. Клапан необходим для регулировки подачи газа через корпус, а шток — для взаимодействия маховика с клапаном через крутящий момент. Поворачивая маховик, можно закрывать или открывать поток газа
Узел, состоящий из пропускного клапана и штока, называется запорным элементом. Каждая из деталей сборки выполняет свою функцию. Клапан необходим для регулировки подачи газа через корпус, а шток — для взаимодействия маховика с клапаном через крутящий момент. Поворачивая маховик, можно закрывать или открывать поток газа.
Все 3 части вентиля имеют резьбу. Внизу она нужна для крепления детали к баллону, вверху посредством резьбового соединения прикреплен шток клапана. На боковую резьбу навинчена заглушка
Видео о евробаллонах на Youtube – мифы или реальность
В интернете есть несколько роликов, якобы доказывающих абсолютную взрывобезопасность полимерно-композитных емкостей. В них стреляют из ружья, бросают с высоты 30 метров, поджигают, – однако взрыва не происходит. Что это – рекламные трюки или такие емкости действительно настолько безопасны? Чтобы разобраться в данном вопросе, нужно понимать, вследствие чего может произойти взрыв.
Давление пропана увеличивается при увеличении температуры газа. В случае значительного нагрева, который может быть вызван открытым огнем, происходит резкое увеличение внутреннего давления, из-за чего стенки корпуса не выдерживают и происходит их разрыв.
Пластиковая тара не взрывается по двум причинам. Во-первых, в процессе сильного нагрева перегорает плавкая вставка, расположенная на вентиле, в результате чего открывается выходной клапан и газ сбрасывается во внешнюю среду. Во-вторых, стекловолоконный корпус под воздействием высокой температуры плавится, и газ начинает выходить через образовавшиеся отверстия, так и не достигнув взрывоопасного состояния.
Таким образом, можно подтвердить способность подобной тары работать в экстремальных условиях. С другой стороны, в частном доме вряд ли кто-то будет стрелять по газовым резервуарам, и уж тем более никто не будет их сбрасывать с большой высоты и подвергать воздействию больших температур.
Вот пример такого видео:
Стадии процесса
Тестирование баллонов происходит в несколько стадий:
- Анализ документации. Её сопоставление с маркировкой баллона.
- Демонтаж + разборка. Снимается мультиклапан или вентиль.
- Полное удаление газа, очищение при необходимости. Внешнее изучение.
- Внутреннее изучение баллона. Исключения – версии СУГ до 55 л.
- Тестирование веса и вместимости. Ёмкость наполняется водой. Измеряется вес пустого и полного баллона. Сопоставляются полученные значения с исходными паспортными параметрами. Исключения – стальные модели без швов до 12 и более 55 л.
- Работы на стенде. Здесь проверяется давление.
Ёмкости направляются в категорию «брак», когда:
- Завершён период их пригодности.
- Трещины и другие дефекты превышают 10% от плотности стенок.
- Есть износ резьбы.
- Коррозия захватила свыше 10% всей поверхности баллона.
Для проверки баллонов применяется специальное оборудование. На нём такие ёмкости подвергаются опрессовке. Задействуется пневматическая или гидравлическая методика.
Корпуса должны справляться с давлением, превышающим нормативную нагрузку вдвое.
Для моделей с пропан-бутаном рабочий параметр это 1,6 МПа. Для версий с метаном – 20- 25 МПа.
После тестирований на металлическую планку ёмкости наносится клеймо: дата последующих и проведённых процедур. Эти сведения копируются и в документации баллона.
На сосуды, имеющие объём свыше 100 л, клеймо не наносится. Делаются только записи в паспорте.
Классификация кислородных баллонов
Все существующие кислородные баллоны можно классифицировать по нескольким признакам:
-
Материал, из которого изготовлен баллон. Сегодня практикуется изготовление кислородных баллонов из стали, металлопластика, композитных материалов. Стоит сказать о том, что композитные баллоны появились на рынке сравнительно недавно, поэтому, несмотря на заверения производителей, они достаточно часто не способны работать длительное время под заявленным давлением.
Так в свое время такие баллоны поставлялись для изолирующих дыхательных аппаратов горноспасательной службы Украины, но в течение 5-6 лет практически весь баллонный парк такого типа был снят с оснащения. Конечно, технология их изготовления постоянно усовершенствуется, и в ближайшем будущем они смогут на равных конкурировать со стандартными стальными баллонами, которые сейчас используют чаще всего. Основное преимущество композитных баллонов, это их небольшая масса. - По емкости кислородные баллоны делят на следующие категории — малого объема (до 5 литров), среднего (до 20 л) большого (более 20 л). Транспортные кислородные баллоны обычно имеют емкость 40литров.
- По рабочему давлению. Большинство кислородных малолитражных баллонов могут эксплуатироваться при давлении до 200 атмосфер, а транспортные до 150 атм. Некоторые производители могут предлагать модели с большим рабочим давлением.
Изготовление стальных кислородных баллонов
Производство кислородных баллонов осуществляется из цельнотянутых стальных труб (легированная или углеродистая сталь). При изготовлении осуществляют обжатие верхней и нижней части заготовки, в результате чего получают выпуклое днище и горловину, в которой нарезается резьба для перекрывного вентиля.
Для баллонов большой емкости предусмотрено изготовление специальной юбки (башмака), которая напрессовывается на днище при разогреве баллона. Эта деталь обеспечивает устойчивость емкости в вертикальном положении.
В верхнюю часть баллона вкручивается перекрывной вентиль с резьбой для подсоединения кислородного шланга или трубопровода.
После того как баллон изготовлен, он в обязательном порядке проходит проверку на прочность, для чего выполняются гидравлические испытания при давлении в полтора раза превышающем рабочее.
Окраска и маркировка баллонов
Согласно «Требований по эксплуатации сосудов, работающих под давлением» маркировка кислородных баллонов должна быть выполнена следующим образом:
- Окраска голубого цвета.
- Надпись кислород черного цвета. Если баллон предназначен для наполнения медицинским газом, добавляется соответствующая надпись.
- Вся информация о баллоне выбивается в его паспорте, который размещен у горловины. Он содержит следующие данные — знак завода изготовителя, уникальный номер, дату изготовления или последней тарировки (гидравлического испытания), дату следующей тарировки в формате месяц-год, емкость, масса, рабочее и пробное давление, клеймо ОТК.
Осторожно! Выбирая баллон, в первую очередь обращайте внимание на дату последней тарировки, кислородные сосуды должны проходить ее один раз в 5 лет. Эксплуатировать баллон, не прошедший гидравлическое испытание в установленные сроки запрещено. Так же нельзя наполнять баллон газом выше рабочего давления, кроме того, не допускается контакт вентиля баллона с маслосодержащими веществами, это может привести к взрыву
Так же нельзя наполнять баллон газом выше рабочего давления, кроме того, не допускается контакт вентиля баллона с маслосодержащими веществами, это может привести к взрыву.
Характеристики покраски газовых баллонов
Баллоны со сжатым газом в России и за рубежом имеют разную окраску. При этом каждому виду газа соответствует не только определенный цвет корпуса, но и цвет полосы, надписей.
В таблице указаны идентификационные цвета баллонов с некоторыми типами газа, а также цвет надписей и полос.
Газ | Цвет воздушного шара | Регистрация | Группа |
Аммиак | Желтый | Чернить | Коричневый |
Азот | Чернить | Желтый | Коричневый |
Чистый технический аргон | Соответственно черный, серый | Цвет морской волны | Цвет морской волны |
Ацетилен | Белый | Красный | Зеленый |
Бутилен | Красный | Желтый | Чернить |
Бутан | Красный | Белый | Чернить |
Водород | Темно-зеленый | Красный | Чернить |
Сжатый воздух | Чернить | Белый | Чернить |
Гелий | Коричневый | Белый | Чернить |
Кислород | Синий | Чернить | Чернить |
Сероводород | Белый | Красный | Красный |
Углекислый газ | Чернить | Желтый | Желтый |
Закись азота закачивается в серый цилиндр с черными буквами и такой же полосой. Защитный цилиндр из цветного фосгена имеет желтую надпись и желтую полосу, а цилиндр того же цвета, но с черной надписью и зеленой полосой, содержит хлор. Алюминиевый цвет баллона, черная надпись на нем и две желтые полосы указывают на то, что он заполнен фреоном-22.
Для диоксида серы предусмотрен черный цилиндр с белой полосой и желтой надписью. Этилен заключен в фиолетовый шарик с красными буквами и зеленой полосой. Для остальных горючих газов предусмотрены емкости красного цвета с белой надписью и зеленой полосой. Негорючие газы обозначаются желтой надписью на черном фоне корпуса и зеленой полосой.
Стандартные размеры газового баллона 50л
50-литровый газовый баллон – размеры его стандартны. Высота составляет 96, а ширина в диаметре 29.9 см. Толщина стальной стенки составляет 3 мм, а вес – 22 кг. Для баллонов подобного объема рабочее давление составляет до 1,6 МПа (кг/см2). Хорошо подходит для транспортировки газа, его хранения, и для работ в объемном производстве.
Газовый баллон 40 литров и его размеры
40 литровые газовые баллоны имеют такой же диаметр, как и 50 литровые, а вот высота у них разная, и может достигать 146 см. Его также применяют для хранения, транспортировки и объемных работ. Рабочее давление в 40 литровых баллонах может различаться, и составлять кроме 1,6 МПа (кг/см2), еще и 1,47 МПа (кг/см2). Газовые емкости объемом 27 литров считаются удобными и применяются в быту. Высота емкости составляет 59 см при диаметре 29,9 см, что удобно для расположения на кухне, в случае подведения газового баллона к плите.
Рабочее давление газа в 27 литровом баллоне, как и в 50 литровом, составляет 1,6 МПа (кг/см2), что стандартно для всех бытовых газовых сосудов.
Вес пустого баллона в 14,5 кг не станет преградой для его перемещения, но важно помнить, что пустой баллон лучше сразу отдать на заправку, чем хранить его в домашних условиях
Размеры бытовых газовых баллонов
Бытовые газовые баллоны различаются по объемной вместимости газа и могут быть: 2, 12, 27 и 50 литров. Диаметр 5 и 12 литровых баллонов составляет 22.2 см. Высота различается и зависит от емкости: 5 литровые — 28,5 см, а 12 литровые – 48,5 см. А раз газовый баллон размеры разные имеет, то масса пустой емкости будет различная. 5л сосуд имеет вес в 4 кг, а 12 л – в 6 кг. Такие маленькие емкости очень удобны для дачников. Им нет необходимости топить дом круглый год, а на сезон для приготовления пищи это вполне подходящие объемы.
Размеры газовых баллонов для автомобилей
Одно из требований к автомобильному газовому баллону изначально было, его компактность и что бы он мог с легкостью помещаться в багажник. Разработчики учли это требование, и как результат, выдали газовые емкости для автомобилей длиной от 66,5 до 121,5 см, а в диаметре – 35,6 см. Литраж автомобильных газовых сосудов составляет от 50 до 100 литров, что позволяет ездить без заправки не один день.
Пункт 540
«При эксплуатации, наполнении, хранении и транспортировании баллонов, изготовленных из металлокомпозитных и композитных материалов, должны быть выполнены дополнительные требования, установленные разработчиком проекта и (или) изготовителем баллона и указанные в руководстве (инструкции) по эксплуатации и иной документации изготовителя»
Пояснения: Если вы используете композитные баллоны, то на основе паспорта необходимо составить проект или другую документацию по эксплуатации. Как и что там писать – это уже дело каждого отдельного предприятия, но эта документация обязательно должна быть.
Емкости по ГОСТ
По ГОСТ 949-73 объемы для баллонов с СО2 — 5, 10 и 40 литров. Их используют для хранения, транспортировки и раздачи газа потребителям. В комплект этих устройств должны входить следующие детали:
- кислородный вентиль ВК с массой 0,5 кг;
- транспортировочное резиновое кольцо в количестве 2 штук;
- опорный башмак весом 5,2 кг;
- стальной или же переаттестованный колпак, вес которого 1,8 кг, либо эта же деталь, но из волокнита массой 0,5 кг;
- кольцо, которое одевается на горловину весом 0,3 кг.
Производство металлических баллонов с углекислым газом должно осуществляться только из стали марки 45 Д или же из стали марки 40 Х ГСА, если это емкость объемом в 40 литров.
Ацетиленовые баллоны
Питание постов газовой сварки и резки ацетиленом от ацетиленовых генераторов связано с рядом неудобств, поэтому в настоящее время большое распространение получило питание постов непосредственно от ацетиленовых баллонов. Они имеют те же размеры, что и кислородный. Ацетиленовый баллон заполняют пористой массой из активированного древесного угля (290- 320 г на 1 дм3 вместимости баллона) или смесь угля, пемзы и инфузорной земли. Массу в баллоне пропитывают ацетоном (225-300 г на 1 дм3 вместимости баллона), в котором хорошо растворяется . Ацетилен, растворяясь в ацетоне и находясь в порах пористой массы, становится взрывобезопасным и его можно хранить в баллоне под давлением 2,5-3 МПа. Пористая масса должна иметь максимальную пористость, вести себя инертно по отношению к металлу баллона, ацетилену и ацетону, не давать в процессе эксплуатации. В настоящее время в качестве пористой массы применяют активированный древесный дробленый уголь (ГОСТ 6217-74) с размером зерен от 1 до 3,5 мм.Ацетон (химическая формула СН3СОСН3) является одним из лучших растворителей ацетилена, он пропитывает пористую массу и при наполнении баллонов ацетиленом растворяет его. Ацетилен, доставляемый потребителям в баллонах, называется растворенным ацетиленом.
Рисунок 2 — Ацетиленовый баллон
Максимальное давление ацетилена в баллоне составляет 3 МПа. Давление ацетилена в полностью наполненном баллоне изменяется при изменении температуры:
Температура, °С | -5 | 5 | 10 | 15 | 20 | 25 | 30 | 35 | 40 | |
Давление, МПа | 1,34 | 1,4 | 1,5 | 1,65 | 1,8 | 1,9 | 2,15 | 2,35 | 2,6 | 3,0 |
Давление наполненных баллонов не должно превышать при 20°С 1,9 МПа.
При открывании вентиля баллона ацетилен выделяется из ацетона и в виде газа поступает через редуктор и шланг в горелку или резак. Ацетон остается в порах пористой массы и растворяет новые порции ацетилена при последующих наполнениях баллона газом. Для уменьшения потерь ацетона во время работы необходимо ацетиленовые баллоны держать в вертикальном положении. При нормальном атмосферном давлении и 20°С в 1 кг (л) ацетона растворяется 28 кг (л) ацетилена. Растворимость ацетилена в ацетоне увеличивается примерно прямо пропорционально с увеличением давления и уменьшается с понижением температуры.
Для полного использования емкости баллона порожние ацетиленовые баллоны рекомендуется хранить в горизонтальном положении, так как это способствует равномерному распределению ацетона по всему объему, и с плотно закрытыми вентилями. При отборе ацетилена из баллона он уносит часть ацетона в виде паров. Это уменьшает количество ацетилена в баллоне при следующих наполнениях. Для уменьшения потерь ацетона из баллона ацетилен необходимо отбирать со скоростью не более 1700 дм3/ч.
Для определения количества ацетилена баллон взвешивают до и после наполнения газом и по разнице определяют количество находящегося в баллоне ацетилена в кг.
Масса пустого ацетиленового баллона складывается из массы самого баллона, пористой массы и ацетона. При отборе ацетилена из баллона вместе с газом расходуется 30- 40 г ацетона на 1 м3 ацетилена. При отборе ацетилена из баллона необходимо следить за тем, чтобы в баллоне остаточное давление было не менее 0,05-0,1 МПа.
Использование ацетиленовых баллонов вместо ацетиленовых генераторов дает ряд преимуществ: компактность и простота обслуживания сварочной установки, безопасность и улучшение условий работы, повышение производительности труда газосварщиков. Кроме того, растворенный ацетилен содержит меньшее количество посторонних примесей, чем ацетилен, получаемый из ацетиленовых генераторов.
Причинами взрыва ацетиленовых баллонов могут быть резкие толчки и удары, сильный нагрев (свыше 40°С).