Как основание влияет на качество дорожного полотна
Также при строительстве дорог важную роль играет основание дорожного полотна – оно должно быть выполнено в полном соответствии технологии дорожного строительства, для чего специалисты дорожно-строительной компании обязаны учесть массу факторов.
Если «дорожная подушка» будет возведена с нарушениями в технологическом процессе, то даже качественное асфальтовое покрытие в несколько слоев в скором времени деформируется. Поэтому внимательно подходите к выбору подрядчика.
Как возводится дорожное основание:
- 1. В первую очередь нужно провести разведку местности и геодезические исследования.
- 2. Производятся все необходимые расчеты, составляет план работ.
- 3. Подготавливается местность: площадь для проведения работ расчищается, устраняются преграды, переносятся коммуникации и т.д.
- 4. Далее следует подготовка грунта: снимаются верхние слои, местность выравнивается, при необходимости отсыпается, после чего уплотняется спецтехникой.
- 5. Укладывается геотекстиль.
- 6. Отсыпается песчаный слой, который должен быть уплотнен.
- 7. Укладывается геосетка.
- 8. Отсыпается щебень разных фракций (сначала крупные, затем мелкие), после чего щебеночный слой уплотняется тяжелыми дорожными катками.
Только после этого можно приступать к укладке асфальтобетона, чтобы сформировать готовое асфальтовое покрытие
На данном этапе, как и на всех предыдущих, важно соблюсти технологию дорожного строительства, а также качественно уплотнить дорожное полотно спецтехникой.
Если же речь идет об асфальтировании пешеходных зон или стоянок для личного транспорта, технология асфальтирования упрощается. Однако потребность в качественном уплотнении никуда не пропадает
Исключением будет являться только случаи с использованием литого асфальтобетона.
Если вы хотите узнать, насколько качественно было уплотнено дорожное полотно, можно воспользоваться расчетом коэффициента уплотнения асфальта. Данный тест проводится в лабораторных условиях, и позволяет определить соответствие фактической плотности, которой обладает асфальтовое покрытие, нормам ГОСТ.
Расчет расхода асфальта
В среднем использование горячего асфальта на 1 м2 асфальта дорожного полотна толщиной в 1 см составляет 25 кг/м2 и варьируется, исходя из вышеуказанных характеристик асфальтобетонной смеси.
Расход холодного асфальта на 1 м2 примерно вчетверо выше горячего, но и дает вышеописанные преимущества.
Но чтобы произвести непосредственный расчет, необходимо учесть размеры участка для укладки, толщину слоя покрытия и тип смеси, определяемой назначением покрытия.
В итоге, если планируется уложить асфальт толщиной 5 см одним слоем, то потребуется 125 кг асфальта на 1 квадратный метр асфальтовой дороги.
В данной статье приведен примерный расчет расхода асфальта на 1 м2 асфальта. Для точного вычисления объемов затраченного материала и составления подробной сметы необходимо пригласить специалиста на место проведения работ.
Основные виды дефектов
Типичные дефекты автомобильных дорог.
Асфальтобетонные повреждения бывают следующих видов:
- Пролом. Представляет собой прорези на асфальтированном участке, где проходит поток транспортных средств. Если вовремя не залатать трещины, они способны увеличиться в размерах и превратиться в пролом большого диаметра.
- Истечение срока службы. Разрушения, связанные с продолжительной эксплуатацией полотна, на котором не осуществлялся ремонт, сказываются на толщине слоя асфальтобетона.
- Уменьшение прочности асфальтобетона. В результате больших нагрузок от тяжеловесных грузовых автомобилей образуется просадка полотна и разрушение верхнего слоя покрытия в виде неровностей, выбоин и колеи.
- Выбоины. Разрушения в виде выбоин – это углубления с резким обрывом края, которые происходят из-за неправильной кладки асфальтобетона с использованием материалов низкого качества.
- Шелушение. Образование шелушений на дорожной поверхности вследствие отделения из верхнего слоя частиц покрытия. Образуется из-за постоянных переменных воздействий на дорожную поверхность мороза и оттепели.
- Климатические воздействия. В период таянья снежных масс образуется большое количество жидкости, которая способна разрушить полотно трассы, что влечет за собой снижение прочностных характеристик асфальтобетона.
- Выкрашивание. Возникает этот тип повреждений вследствие нарушения укладки или ремонта дорожного полотна, а именно работы при атмосферных осадках или минусовых температурах.
- Трещины. Образуются щели на дорожной поверхности в результате резкой перемены температурного режима.
- Просадка. Возникает просадка из-за выбранных материалов низкого качества для укладки полотна, а также в результате недостаточного уплотнения асфальтной смеси или почвы.
Способы защиты покрытия из асфальтобетона
- Своевременный и регулярный мелкий ремонт слоя износа – один из самых эффективных способов предотвращения дальнейших повреждений нижележащих слоев дорожного полотна в результате механических и атмосферных воздействий. Имея однородную беспористую структуру, слой износа не подвергается негативному воздействию внешних факторов. Его ремонт производится с помощью специальных инструментов и оборудования: битумных заливщиков швов, трамбовщиков и прочего.
- Еще одним действенным методом защиты полотна от разрушений является его обработка различными составами (эмульсии и праймеры), содержащими в своем составе битум, растворители и воду. Имея жидкую консистенцию, эмульсии наносятся тонким слоем, состав проникает в мельчайшие трещины и заполняет собой все пустоты. Праймеры – специальные смеси из битума и растворителей. Имеют более густую консистенцию, поэтому не способны заполнить микротрещины.
- Защита с помощью струйно-инъекционного метода – нанесение на поверхность асфальтобетона тонкого слоя мелкофракционного щебня и дальнейшая пропитка его водно-битумной эмульсией.
- Такая процедура несет в себе отличный эффект защиты полотна от износа и влаги, не уменьшая при этом коэффициент сцепления поверхности дорожного покрытия с колесами транспорта.
- В последние годы не меньшую популярность завоевала процедура обработки полимерными растворами, позволяющими защищать верхний слой полотна от влаги и ультрафиолета. Полимеры могут быть густыми и жидкими – в зависимости от степени густоты раствора, меняется его назначение. Жидкими составами пропитываются верхние слои асфальта, а густые зачастую используются в качестве шпатлевки.
Виды разрушения дорожного полотна, дорожной одежды
Основными видами разрушений дорожного покрытия являются:
износ (истирание), представляющий собой уменьшение толщины дорожного покрытия за счет потери им материала в процессе эксплуатации под воздействием колес и природно-климатических факторов. Износ происходит по всей поверхности дорожного покрытия, но больше всего на полосах наката, где проходят колеса автомобилей. Для усовершенствованных дорожных покрытий износ измеряют в миллиметрах, на которые уменьшилась толщина верхнего слоя покрытия, а для дорожных покрытий переходного и простейшего типа определяют также объем потери материалов, м3/км;
шелушение (рис.5.1) — обнажение поверхности дорожного покрытия за счет отделения поверхностных тонких пленок и чешуек материала покрытия, разрушенного воздействием воды и мороза. Такой вид дефекта наиболее характерен для жестких дорожных одежд, где происходит отслоение цементного раствора с поверхности дорожного покрытия с последующим оголением крупного заполнителя. Такие разрушения в основном происходят при частом замораживании и оттаивании дорожного покрытия, особенно при использовании хлоридов для предупреждения гололеда;
Рисунок 5.1 – Шелушение покрытия
выкрашивание (рис.5.2) — разрушение дорожного покрытия за счет потери им отдельных зерен гравийного и щебеночного материала. Такое разрушение происходит на дорожных покрытиях всех типов в результате потери связи между зернами материала. Причиной выкрашивания могут быть плохое перемешивание материала и его укладка в дождливую или холодную погоду;
Рисунок 5.2 – Выкрашивание покрытия
обламывание кромок — разрушение дорожных покрытий (особенно нежестких) в местах сопряжения их с обочинами при переезде тяжелых автомобилей через кромку. Обломанные кромки проезжей части могут быть причиной дорожно-транспортных происшествий;
волны — деформация асфальтобетонных покрытий, обладающих пластичностью. Волны появляются под действием касательных сил в зоне контакта шины колеса с дорожным покрытием (рис.5.3);
Рисунок 5.3 – Волны на а/б покрытии
гребёнка — разрушение гравийных и щебеночных покрытий под действием движения тяжелых грузовых автомобилей. Гребенка представляет собой частое повторение выступов и впадин;
трещины — деформации, обычно вызываемые резкими температурными изменениями (рис.5.5, 5.6). Сетка трещин появляется на дорожном покрытии как результат недостаточной прочности основания или покрытия (рис.5.7);
Рисунок 5.5 – Продольные трещины
Рисунок 5.6 – Поперечные трещины
Рисунок 5.7 – Сетка трещин
Колеи — образуются на щебеночных или гравийных покрытиях при узкой проезжей части в результате многократного прохода автомобиля по одной полосе, а также на асфальтобетонных покрытиях в результате выдавливания колесами автомобиля из-за недостаточной сдвигоустойчивости асфальтобетона (рис.5.8);
вмятины — углубления в пластических дорожных покрытиях, появляющиеся при прохождении по ним гусеничных машин или автомобилей в жаркую погоду;
Рисунок 5.8 – Колея на а/б покрытии
сдвиги — деформации, которые происходят при действии касательных сил от колеса автомобиля. Сдвиги являются причиной отсутствия связи верхнего слоя дорожного покрытия с нижним;
выбоины углубления со сравнительно крутыми краями, образовавшиеся в результате местного разрушения материала дорожного покрытия. Причиной появления выбоин является, как правило, плохое качество строительных работ (рис.5.9);
Рисунок 5.9 – Выбоина
повреждение кромок швов разрушение кромок швов в виде сколов и выкрашивание бетона в зоне до 15… 20 см от шва.
Этапы укладки асфальта
1. Разрабатывается проектно-сметная документация
Проект должен быть разработан с учетом особенностей участка, который имеет свои индивидуальные характеристики (вид рельефа, параметры, структура почвы). После расчетов специалиста составляется смета, в которой учитываются:
- размер участка,
- объемы работ,
- предварительная стоимость.
Расположение подземных коммуникаций тоже включается в расчет. Это нужно для правильного расчета дренажной системы, что в дальнейшем позволит избежать проблем с отводом сточных вод.
Должное внимание следует уделить корневой системе больших деревьев, так как со временем корни могут разрастаться и серьезно повредить дорожное полотно
2. Земляные работы
Начинаются подготовительные работы. В первую очередь снимается верхний слой грунта. Если задача – снять большой слой, требуется использование специализированной техники – бульдозеров и погрузчиков. Разравнивается территория при помощи грейдеров. Впоследствии формируется дорожное “корыто”, которое предстоит дальнейшему уплотнению.
Насколько глубоко копать? В первую очередь показатель зависит от предназначения дорожного полотна. Для укладки дорожек достаточно снять 15-25 см почвы. Тут действует правило: чем больше планируемая нагрузка на полотно – тем глубже копается котлован.
Важно! Проект должен быть спланирован так, чтобы дождевая вода стекала в дренажную систему, а не накапливалась на асфальтном покрытии или под ним. Если работы делаются не с нуля, имеющееся покрытие разрушают при помощи дорожного фрезера
Устаревшее покрытие может использоваться повторно, если правильно его переработать
Если работы делаются не с нуля, имеющееся покрытие разрушают при помощи дорожного фрезера. Устаревшее покрытие может использоваться повторно, если правильно его переработать.
Звоните сейчас и получите скидку +7 (988) 318-84-49
3. Подготавливается основание
На этом этапе формируется “дорожная подушка”. Задача состоит в отсыпании двух слоев дорожного “пирога”:
- Делается укладка песка или гравийно-песчаной смеси.
- Для придания прочности верх покрытия посыпается крупнофракционным щебнем.
- Для минимизации пустот пирог дополнительно покрывается щебнем с мелкой фракцией.
Чтобы покрытие со временем не утратило качественных характеристик, каждый слой подлежит выравниванию при помощи грейдера и тщательно утрамбовке. Бортовой камень используется для огораживания асфальтируемой территории.
Важно! Для придания покрытию максимальной прочности, перед асфальтированием поверхность следует пропитать битумом
Схема правильного дорожного «пирога»
4. Укладка асфальта
Завершительный этап. Если материал не готовится непосредственно на месте, поставка осуществляется при помощи самосвалов. Песок, минеральный порошок, жидкий битум и щебень – ключевые компоненты АБС (асфальтобетонной смеси).
При нанесении смеси важно, чтобы она ложилась равномерно. Чтобы избежать неровностей, прибегают к помощи асфальтобетоноукладчиков
Для повышения плотности покрытия, укладка проводится несколькими катками. Рекомендуется использование техники, которая специально предназначается для каждого отдельного вида работ. Только в этом случае покрытие будет качественным.
Классификация и виды
Повреждения покрытия дороги можно условно разделить на два вида. Это дефекты асфальта, и повреждения, приводящие к последующим разрушениям всех слоев дороги. Различают следующие виды дефектов: • просадка полотна (появляются впадины со скошенными краями); • колея (разрушения дороги вдоль линии наката); • выкрашивание (нарушение верхнего слоя из-за выпадения материала); • проломы (серьезное разрушение слоев дороги с резким изменением поперечного профиля); • крошение кромок; • сдвиги (смещение слоев покрытий, возникают которые на спусках или на участках, где происходит торможение). Также к дефектам покрытия относятся трещины, шелушения, волны.
Капитальный ремонт асфальта
Капитальный ремонт асфальта может быть двух видов:
- 1. Полное 100% восстановление дорожного полотна, включающее замену основания, а иногда и восстановление земляного полотна.
- 2. Снятие верхнего слоя асфальтового покрытия, чтобы уложить новый асфальт.
Первый вариант более радикальный, и используется при неудовлетворительном состоянии всего дорожного полотна. Однако в большинстве случаев, если говорить о современных автомобильных дорогах, такого масштабного вмешательства не требуется.
Второй вариант выполняется методом фрезерования, с использованием специальных дорожных фрез. Изначально использовался метод горячей фрезеровки, который подразумевал предварительный разогрев покрытия перед его снятием. Такое покрытие было довольно просто срезать, однако у метода было несколько недостатков, в числе которых более сложный процесс и невозможность повторного использования срезанного асфальта.
На сегодняшний день используется метод холодного фрезерования. Ремонт асфальта данным способом более технологичный, а также позволяет прямо на месте производить из снятого покрытия асфальтовую крошку, которая может повторно использоваться.
Делается это за счет превращения срезанного слоя в асфальтогранулят, причем с возможностью задать размер фракций. Также с помощью современных дорожных фрез можно регулировать глубину фрезерования.
Технология холодного фрезерования:
- 1. Дорожная фреза срезает асфальтовое покрытие на заданную глубину, перерабатывая его в гранулят для последующего использования;
- 2. Поверхность по необходимости очищается от пыли, грязи и влаги;
- 3. Происходит обработка битумными эмульсиями;
- 4. Производится укладка свежего асфальта с помощью асфальтоукладчиков;
- 5. Далее следует уплотнение дорожными катками, если используется горячий асфальтобетон.
Такой способ ремонта асфальта позволяет не только обновить покрытие, но и укрепить его. Перед укладкой нового асфальтобетона можно уложить геосетку, которая выступит в качестве армирующего материала, повышая прочность дорожного полотна.
Как еще классифицируется асфальтобетон
Помимо температуры укладки, требований к уплотнению и состава, асфальтовые смеси можно подразделить по:
- зернистости;
- пористости;
- марке;
- цвету;
Помимо песчаного асфальта, смеси можно разделить на мелко- и крупнозернистые. Мелкозернистый асфальтобетон включает в себя фракции от 5 до 20 мм, тогда как крупнозернистый – до 40 мм. При укладке асфальта используются оба варианта: сначала укладывается крупнозернистый асфальт, а поверх него мелкозернистый. Это нужно, чтобы асфальтовое покрытие обладало высокой плотностью.
Асфальт по пористости принято подразделять на 3 категории:
- плотный (до 1,5%);
- пористый (от 5 до 12%);
- высокопористый (от 12 до 18%);
Качественная асфальтовая смесь обладает низкой пористостью, т.е. является плотной.
Марка асфальтобетона указывает на процентное содержание основного компонента, например, щебня. На сегодняшний день выделяют 5 марок: А, Б, В, Г и Д.
Марка | Содержание щебня |
---|---|
А | от 50% и выше |
Б | 40-50% |
В | 30-40% |
Г и Д | Песчаные смеси без щебня |
Также асфальтовое покрытие может быть разного цвета. Это достигается включением в состав следующих компонентов:
- красящие пигменты;
- вяжущее вещество (на замену битума);
- минеральный наполнитель (не все наполнители подходят);
На сегодняшний день можно получить асфальтовое покрытие любого цвета по шкале RAL. Однако только при условии, что в качестве вяжущего будет выступать специальное бесцветное вещество. Если же вяжущим компонентом остается, например, нефтяной битум, можно получить только некоторые темные оттенки.
Цветной АБ имеет более высокую стоимость, чем аналогичный по составу серый или черный асфальт, однако, благодаря широкому выбору расцветок, такой асфальтобетон довольно востребован.
Основные виды дефектов
Типичные дефекты автомобильных дорог. Асфальтобетонные повреждения бывают следующих видов:
- Пролом. Представляет собой прорези на асфальтированном участке, где проходит поток транспортных средств. Если вовремя не залатать трещины, они способны увеличиться в размерах и превратиться в пролом большого диаметра.
- Истечение срока службы. Разрушения, связанные с продолжительной эксплуатацией полотна, на котором не осуществлялся ремонт, сказываются на толщине слоя асфальтобетона.
- Уменьшение прочности асфальтобетона. В результате больших нагрузок от тяжеловесных грузовых автомобилей образуется просадка полотна и разрушение верхнего слоя покрытия в виде неровностей, выбоин и колеи.
- Выбоины. Разрушения в виде выбоин – это углубления с резким обрывом края, которые происходят из-за неправильной кладки асфальтобетона с использованием материалов низкого качества.
- Шелушение. Образование шелушений на дорожной поверхности вследствие отделения из верхнего слоя частиц покрытия. Образуется из-за постоянных переменных воздействий на дорожную поверхность мороза и оттепели.
- Климатические воздействия. В период таянья снежных масс образуется большое количество жидкости, которая способна разрушить полотно трассы, что влечет за собой снижение прочностных характеристик асфальтобетона.
- Выкрашивание. Возникает этот тип повреждений вследствие нарушения укладки или ремонта дорожного полотна, а именно работы при атмосферных осадках или минусовых температурах.
- Трещины. Образуются щели на дорожной поверхности в результате резкой перемены температурного режима.
- Просадка. Возникает просадка из-за выбранных материалов низкого качества для укладки полотна, а также в результате недостаточного уплотнения асфальтной смеси или почвы.
Разновидности
Несвоевременная починка мелких дефектов и трещин приводит к их увеличению в размерах.
Основные типы дорожных дефектов:
- Завершение периода использования. Происходит по естественным причинам износа дорожной «рубашки», когда не проводятся текущий и капитальный ремонты, при этом асфальтный слой постепенно уменьшается.
- Проломы. Образование прорезей на дорогах. Если вовремя их не заделать, они увеличатся в размерах.
- Снижение прочности материала. Возникает в результате воздействия прохождения большегрузного транспорта. При этом поверхностный слой разрушается, образуются неровности.
- Шелушение. Образуется под воздействием температурных перепадов, которые провоцируют снижение сцепления частиц верхнего слоя покрытия.
- Выбоины. Углубления на асфальтной поверхности, которые имеют заостренные края с резким обрывом. Появляются из-за неправильного процесса укладки с применением материала низкого качества.
- Крошение. При проведении укладки материала или ремонтных работ сооружения, при неблагоприятных погодных условиях — осадках или минусовых температурах, происходит крошение асфальтных частиц.
- Усадка полотна. Возникает из-за подбора низкокачественных материалов или недостаточного уплотнения смеси или грунта под ней.
- Трещины. Появляются от воздействия температурных перепадов.
- Гидровоздействие. Таяние снега, постоянные осадки в виде дождя уменьшают прочность конструкции, разрушая полотно.
Основные виды дефектов
Типичные дефекты автомобильных дорог. Асфальтобетонные повреждения бывают следующих видов:
- Пролом. Представляет собой прорези на асфальтированном участке, где проходит поток транспортных средств. Если вовремя не залатать трещины, они способны увеличиться в размерах и превратиться в пролом большого диаметра.
- Истечение срока службы. Разрушения, связанные с продолжительной эксплуатацией полотна, на котором не осуществлялся ремонт, сказываются на толщине слоя асфальтобетона.
- Уменьшение прочности асфальтобетона. В результате больших нагрузок от тяжеловесных грузовых автомобилей образуется просадка полотна и разрушение верхнего слоя покрытия в виде неровностей, выбоин и колеи.
- Выбоины. Разрушения в виде выбоин – это углубления с резким обрывом края, которые происходят из-за неправильной кладки асфальтобетона с использованием материалов низкого качества.
- Шелушение. Образование шелушений на дорожной поверхности вследствие отделения из верхнего слоя частиц покрытия. Образуется из-за постоянных переменных воздействий на дорожную поверхность мороза и оттепели.
- Климатические воздействия. В период таянья снежных масс образуется большое количество жидкости, которая способна разрушить полотно трассы, что влечет за собой снижение прочностных характеристик асфальтобетона.
- Выкрашивание. Возникает этот тип повреждений вследствие нарушения укладки или ремонта дорожного полотна, а именно работы при атмосферных осадках или минусовых температурах.
- Трещины. Образуются щели на дорожной поверхности в результате резкой перемены температурного режима.
- Просадка. Возникает просадка из-за выбранных материалов низкого качества для укладки полотна, а также в результате недостаточного уплотнения асфальтной смеси или почвы.
Причины разрушения асфальтобетона, виды ремонта
Обработка противогололедными реагентами — одна из причин быстрого разрушения
Причины разрушения асфальтобетонного покрытия разнообразны.
Перечислим основные из них.
- Некачественная смесь, использовавшаяся при укладке.
- Нарушения технологии укладки.
- Механические повреждения.
- Перегрузки при эксплуатации.
- Напряжения, возникающие при образовании льда в порах и трещинах при отрицательных температурах. Усугубляют ситуацию использующиеся соль или другие противогололедные реагенты.
- Просадка из-за выполненного не по технологии, или неправильно рассчитанного основания под него.
- Деформации из-за перепада температур.
- Просадка из-за повышенной влажности грунта (паводки, обильные дожди).
- Потеря битумным вяжущим свойств из-за повышенной температуры.
- Повышенная интенсивность движения, или проезд транспортных средств с нагрузкой на ось больше расчетной (в том числе и при сезонных или температурных ограничениях).
- Потеря битумным вяжущим своих свойств при долговременной эксплуатации.
- Некачественный или несвоевременный ремонт.
Ремонт покрытия делится на: плановый (текущий), капитальный и аварийный..
Плановый ремонт
Проводится при благоприятных погодных условиях, как правило, в теплое время года для устранения мелких дефектов. Правильное и своевременное его выполнение увеличивает срок службы покрытия, до минимума снижает вероятность возникновения критических дефектов в будущем.
Аварийный ремонт
В этом случае нужен аварийный ремонт
Он проводится в случае появления на дороге критических дефектов угрожающих безопасности движения, как на фото выше. Работы проводятся в любых условиях и круглогодично. Но на такой ремонт асфальтобетонного покрытия, СНиП не предъявляет особых требований по долговечности — особенно если проводился он зимой.
Рассмотрим применяемые сегодня технологии для аварийного и планового ремонта, и их особенности.
Достоинства асфальтобетона
В наше время из общего протяжения дорог в России более 60 процентов сделаны из асфальтобетонного покрытия. Такая популярность материала для обустройства дороги объясняется следующими его достоинствами:
- Медленное изнашивание.
- Высокая устойчивость к нагрузкам.
- Устойчивость к перепадам температуры и воде.
- Легкий демонтаж и чистка.
- Возможность использовать материал вторично.
- Пониженная вибрация во время движения транспорта по дороге.
Работа асфальтобетонного покрытия заключается в снижении вибрации, которая создается в результате движения тяжелого автомобильного транспорта. Такое дорожное полотно позволяет снизить шум от колес, а также способствует плавному и спокойному движению потока машин.
Строительство дорог из асфальтобетонного покрытия можно осуществить поточно-скоростным способом при помощи комплексного механизированного процесса.
Асфальтобетон укладывают на дорогу с уклоном не более 60 процентов. При уклонах, превышающих 40 процентов, покрытие делают более шероховатым, чтобы обеспечить достаточное сцепление с шинами автомобиля. Поперечный уклон асфальта должен быть в пределах 15-20 процентов.
Разновидности дефектов
Конструкционные нарушения дорожного полотна могут отличаться. В связи с этим они классифицируются, как:
- Просадки. В этом случае речь идет об искажении дорожного профиля. Просадка выглядит, как впадина с пологими гранями.
- Колеи. Очень часта проблема, которая представляет собой искажение вдоль линии наката.
- Проломы. Серьезные разрушения, затрагивающие конструкционные слои асфальтобетона.
- Выкрашивания. Такое происходит, когда части минерального состава начинают выпадать.
- Разрушения кромок. Нередко можно увидеть, как в месте, где дорога состыковывается с обочиной, появляются рваные края.
Также на дорожном полотне могут появиться сдвиги, волны, шелушение, трещины в виде сетки или одиночные. Разнообразие просто огромное, а причин появления таких дефектов еще больше.
Виды асфальтобетона по технологии производства
По способу производства асфальтобетонные составы делят на три вида – горячие, теплые, холодные. Теплые асфальтобетоны по условиям применения, комплексу преимуществ и недостатков похожи на горячий асфальт, поэтому ГОСТ 9128-2013 объединяет эти материалы в одной группе.
Горячий асфальтобетон – состав и технологическая схема производства
Горячая асфальтовая смесь – традиционный материал, укладываемый по классической технологии при температуре не ниже +110 °C. В теплом асфальтобетоне присутствует маловязкий битум, а его укладка осуществляется при температурах +40…+80 °C. В зависимости от процентного содержания крупного и мелкого заполнителей горячие продукты разделяют на высокопористые, пористые, плотные и высокоплотные. В горячих асфальтобетонах применяется достаточно дешевый битум, поэтому они наиболее востребованы при строительстве дорожных и аэродромных покрытий, проведении масштабных капитальных ремонтов старых дорог. Их недостатки – необходимость в обеспечении важных характеристик материала в процессе укладки и применении спецтехники.
Как делают горячий асфальт на асфальтобетонных заводах (АБЗ) – основные этапы процесса:
- Просушка при температурах +150…+160 °C и просеивание на грохотах заполнителей, которые обычно поступают на асфальтобетонный завод (АБЗ) во влажном или воздушно-сухом состоянии. Повышенная влажность заполнителей приводит к разбрызгиванию смеси при укладке и снижению прочности дорожного покрытия. Просушка может быть одинарной или двойной.
- Смешивание компонентов – заполнителей и вяжущего. После добавления битума температура смеси вплоть до процесса укладки должна поддерживаться на уровне +160…+170 °C. Такие условия создаются в специальных бункерах, в которых асфальт может храниться не более 4 суток.
- Добавление модифицирующих компонентов. Оно может осуществляться в процессе перемешивания. При производстве резиново-асфальтной продукции каучуковая крошка добавляется в уже готовую к использованию смесь.
Горячий асфальт имеет строгие ограничения по сезонности применения. Этот материал можно использовать в дорожных работах летом, а также весной и осенью при определенных погодных условиях. Зимой его применение запрещено. Горячий асфальт на близкие расстояния перевозят обычными самосвалами. Для транспортировки на дальние расстояния применяют кохеры, специальные автомобили, оборудованные теплосберегающими контейнерами. В кохерах дорожный материал сохраняет рабочие характеристики в течение 2 суток.
Холодный асфальтобетон – из чего делают и особенности технологии изготовления
Холодные асфальтовые смеси изготавливают на базе холодного битума, специальных полимеров, чистых высушенных высокопрочных каменных заполнителей (гранитного или щебня из габбро-диабаза), что обуславливает следующие преимущества этой продукции:
- возможность укладывать на основание при температурах окружающей среды до +5 °C, некоторые составы приспособлены для укладки в зимних условиях при температурах до -30 °C;
- сохранение рабочих характеристик в течение длительного времени;
- хорошая адгезия к основанию благодаря модифицирующим добавкам.
Из-за высокой стоимости холодный материал не применяют для асфальтирования значительных площадей. А низкая устойчивость к сдвигу ограничивает его использование на участках интенсивного торможения автотранспорта.
Наиболее популярные сферы применения:
- все виды ямочных ремонтов, в том числе на скоростных трассах;
- оперативное сооружение дорожек, аллей, площадок, запланированных для эксплуатации при небольших нагрузках.
Производство холодного асфальта осуществляется на стандартном оборудовании АБЗ и включает те же основные этапы, что и выпуск горячих смесей: подготовку сырьевых компонентов, их смешивание, отправку готового материала к месту хранения.
Диагностика дорожного покрытия
В настоящее время диагностика дорожного покрытия проводится следующим образом. По исследуемому участку дороги проезжает машина, оборудованная различными измерительными приборами (в простейшем случае — аппаратурой видеосъемки). Показания датчиков фиксируются по мере движения автомобиля и позже обрабатываются операторами в ручном режиме. Как результат, получаем некоторый «паспорт» дороги, по которому делается заключение о характере, масштабах и срочности ремонтных работ.
В описанном методе диагностики есть одно узкое место: «ручная» обработка данных измерительных приборов. Для простоты, остановимся на обработке видеоизображения дорожного полотна. В данном случае, задача операторов состоит в ручной оцифровке дефектов дорожного покрытия. Т.е. вооружившись клавиатурой, мышью и специализированным программным обеспечением, операторам необходимо указать (читай — обвести) все дефекты, встречающиеся на исследуемом участке дороге. Представить, как люди обводят заплатки и выбоины на дорогах, еще можно, но как обвести все трещины и другие мелкие дефекты?
Решений по сути два: либо оценивать дефекты «грубо», серьезно ухудшая при этом качество диагностики, либо искать дефекты автоматически, используя современные методы машинного обучения — раздела области искусственного интеллекта.
Заключение
Срок эксплуатации здания напрямую зависит от состояния кровли. Чтобы предотвратить разрушение фасадов сооружений и внутренних помещений, необходимо своевременно проводить обследования крышных конструкций с целью обнаружения возможных дефектов.
Периодические наблюдения за техническим состоянием кровельных систем позволит предотвратить масштабные повреждения конструкций.
Исследования кровель проводятся в процессе эксплуатации зданий, при подготовке к ремонтным работам, а также в период устройства крыш на предмет правильности монтажа в соответствии требований ГОСТов и СНиПов. В каждом случае составляется акт дефектов, в котором фиксируются все выявленные при осмотре повреждения.