Контроль качества асфальтобетонного покрытия

Отбор проб

Пробы асфальтобетона отбирают согласно с уставом ГОСТа (п. 2.3):

  1. Вырубают или высверливают небольшую прямоугольную форму (диаметр писаного образца 50 мм, с крупными вкраплениями 100 мм, с мелкими вкраплениями 70 мм).
  2. Для отбора проб не используют остатки образцов из керна, подвергшийся тестированию. Исключение распространяется на переформированные высушенные части асфальтобетона.

Также образцы изготавливают тремя способами:

  • Уплотняют с помощью пресса под высоким давлением с подогревом форм (по методу Маршала);
  • Уплотняют с помощью вибровальной машины, в отдельных формах.

Вид состава Температурный режим
Теплый От 120 до130 C
Холодный От 100 до 120 C
Горячий От 100 до 110 C

Прайс-лист

Испытание асфальтобетона: определение средней плотности, водонасыщения, водостойкости, предела прочности при сжатии при температуре 50°С, 20°С 1 проба от 4900,00
Определение предела прочности при сжатии образцов асфальтобетона при температуре 0°С 1 проба от 1750,00
Определение зернового (фракционного) состава асфальтобетона 1 проба от 4500,00
Определение коэффициента уплотнения асфальтобетона с помощью прибора ДПУ, ДПА 1 проба 950,00
Испытание битума 1 проба от 4430,00
Подбор состава асфальтобетона без учета стоимости испытания ингредиентов 1 состав от 6400,00
Отбор проб асфальтобетона (1 слой) 1 проба от 1200,00

Сделать заказ

7 Порядок отбора

Требуемое количество объединенных проб асфальтобетонной смеси зависит от вида и количества лабораторных испытаний. Масса точечной пробы зависит от номинального максимального размера зерен минерального заполнителя в асфальтобетонной смеси и должна быть не менее приведенной в таблице 1.

Таблица 1

Номинальный максимальный размер минеральною заполнителя в асфальтобетонной смеси, мм

Масса точечной пробы, кг

5.6 или 4.75

2

8.0 или 9.5

4

11.2 или 12.5

5

16.0 или 19.0

7

22.4 или 25.0

9

31.5 или 37.5

11

7.1 Отбор проб горячих асфальтобетонных смесей из кузова грузового автомобиля

Для формирования объединенной пробы необходимо отобрать из кузова грузового автомобиля не менее трех точечных проб асфальтобетонной смеси из разных равноудаленных мест приблизительно

ПНСТ 90—2016

одинаковой массы, но не менее указанной в таблице 1. Точечные пробы отбирают с помощью металлического совка или лопаты.

При отборе точечных проб из кузова грузового автомобиля в месте отбора предварительно снимают верхний слой асфальтобетонной смеси толщиной не менее 5 см.

Отобранные точечные пробы складывают в контейнер.

7.2    Отбор проб горячих асфальтобетонных смесей на месте укладки

Отбор точечных проб асфальтобетонной смеси производят на всю толщину свежеуложенного, но еще неуплотненного слоя, при этом не допускается захватывать материал нижележащего конструктивного слоя. С целью исключения отбора материала с нижележащего конструктивного слоя допускается применять специальные шаблоны, которые устанавливают на нижележащий слой перед укладкой асфальтобетонной смеси и вынимают после прохода асфальтоукладчика.

Для формирования объединенной пробы необходимо отобрать не менее трех точечных проб асфальтобетонной смеси из разных мест, равномерно распределенных по полосе укладки.

7.3    Отбор проб горячих асфальтобетонных смесей из скипового подъемника,

переносящего смесь в бункер-накопитель

Объединенную пробу горячей асфальтобетонной смеси отбирают сразу после выгрузки из смесительной установки готовой смеси в скиповый подъемник. Необходимо сделать желоб глубиной не менее 15 см от верхней до нижней части штабеля асфальтобетонной смеси.

Для формирования объединенной пробы необходимо отобрать три точечные пробы асфальтобетонной смеси приблизительно одинаковой массы из верхней, средней и нижней части желоба. Точечные пробы отбирают с помощью металлического совка или лопаты.

Отобранные точечные пробы складывают в контейнер.

7.4    Отбор проб асфальтобетона из конструктивного слоя дорожной одежды

Для отбора проб из конструктивных слоев дорожных одежд выбирают участок покрытия на расстоянии не менее 0,5 м от края покрытия ил и оси дороги. Отбор проб производят в виде вырубки прямоугольной формы, применяя нарезчик швов, или выбуренных цилиндрических кернов, применяя буровую установку. Размер меньшей стороны вырубки прямоугольной формы должен быть не менее трех диаметров номинального размера крупного заполнителя. Диаметр цилиндрических кернов должен быть не менее 100 мм. Отбор производят на всю толщину конструктивного слоя.

Отбирают не менее трех кернов или вырубок с площади уплотненного покрытия, соответствующей требованиям действующих нормативных документов.

Методы оценки качества бетона

Асфальтоанализатор предназначен для определения содержания битума в асфальтобетоне.

Современная оценка качества бетона может проводиться вне лабораторных условий (ранее такой возможности не было). Контроль над качеством осуществляют специальное переносные приборы — плотнометры. Техника прямо на месте определяет уровень плотности покрытия, уровень устойчивости к нагрузкам и водонасыщение.

Лаборатория все еще остается востребованным методом проверки качества. Здесь могут дать более развернутую информацию обо всех возможных факторах и свойствах. Испытание асфальтобетона занимает несколько дней. Для проведения анализов берется несколько проб асфальта. Затем образцы подвергаются воздействиям разного характера, чтобы проверить качество и устойчивость материала.

Определение состава

Перед укладкой дорожного полотна состав проектируют в соответствии с нормами эксплуатации. Проектировка помогает заранее определить будущие свойства бетона, менять их, в соответствии с нужными функциями. В первую очередь, при проверке состава, смотрят на соотношения битума и минеральных веществ. Их соотношение влияет на однородность материала и, соответственно, на качество. Образцы тестируются и проверяются лабораторно.

Состав определяют в асфальтоанализаторах (они разработаны в Европе). Процесс длится не больше часа. Бетон разделяют на составные части:

  • каменная;
  • минеральная;
  • битум.

Битум и твердые материалы не разрушаются и подвергаются дальнейшим исследованиям. Проводят испытания песка и каменных масс. Температура распада составляет 80 °C.

Оценка устойчивости в колееобразованию

Установка для проведения испытаний на колееобразование .

В каждой стране действуют ГОСТы для регламентации устойчивости бетонных растворов к сдвигам и разрушениям. Существует метод прогнозирования (достаточно давно используется в странах Европы и Америки). Таким образом можно оценить колею, которая продавлена колесом.

Устройство, используемое для прогнозирования — секторный уплотнитель. С его помощью можно приготовить бетонную смесь, которая будет максимально похожа на ту, которую используют для дорожного покрытия. Полученные образцы погружают в установку уплотнителя. В нем происходит имитация механических повреждений материала. После эксперимента моделируются специальные графики колееобразования, которые учитывают:

  • глубину впадин;
  • приблизительные условия эксплуатации;
  • граничные сроки использования дорожного полотна;
  • качества и устойчивость к деформации асфальтобетона.

Испытания в условиях отрицательных температур

Низкие температуры меняют вязкостные характеристики асфальтобетона. По сути, меняются свойства асфальтовой смеси. Состав становится более хрупким, не выдерживает динамическое напряжение, становится менее устойчивым. Из готовый смеси делают балку, которую помещают в специальные климатические камеры (перепады температур до -40°C).

Тесты, которые проводятся в климатических камерах:

  • Температуру понижают примерно до -40°C. Образцы, которые помещены в камеру, тянут до состояния разрушения.
  • Температуру постепенно понижают, но никаких действий над балкой не производится. Появляется напряжение в балке, его контролируют и изучают. После серий понижения температуры, балка разрушается окончательно.
  • Балку начинают нагружать специальными материалами, затем резко снимают груз. Рассчитывают время напряжения и расслабления материала.
  • Выставляют постоянную температуру, при которой материал растягивают с поступательной интенсивностью. Измеряют деформацию бетона, фиксируют возможные параметры нагрузки. В результате получаем значения эластичности и вязкости асфальта.

Подобные испытательные системы стремительно набирают популярность. Производители разрабатывают более новое и качественное оборудование , чтобы завоевать рынок.

Динамические испытания асфальтобетона

Испытания асфальтобетона нужны для того, чтобы оценить некоторый перечень свойств бетона. Из материала формируют балку либо цилиндр. Образцы кладут в специальное оборудование. Во время тестов меняется режим нагрузок, усиливается или понижается давление и т.д. После испытаний, устанавливают ряд характеристик:

  • жесткость;
  • устойчивость к механическим повреждениям;
  • сроки использования;
  • водонасыщение.

Оборудование, которое проводит испытания, формирует индивидуальные программы для каждого клиента. Вы задаете параметры, которые хотите узнать и специально для вас составляют программу исследований

Виды испытаний асфальтобетона

ООО «СтройЛаборатория СЛ» выполняет испытания строительных материалов, в том числе сертификационные, на соответствие требованиям ГОСТ9128-2013 и другой нормативной документации.

В перечень услуг компании входят следующие виды лабораторных испытаний асфальтобетона и асфальтобетонных смесей:

  1. Определение средней плотности, водонасыщения и водостойкости.
  2. Определение предела прочности на сжатие образцов при температуре 0 °C.
  3. Определение предела прочности на сжатие образцов при температуре 20 °C.
  4. Определение предела прочности на сжатие образцов при температуре 50 °C.
  5. Определение фракционного состава смеси.
  6. Испытание битума.
  7. Определение коэффициента уплотнения при помощи приборов ДПУ и ДПА.
  8. Отбор проб.

Испытания проводятся в соответствии с ГОСТ12801-98. Для оценки показателей, выбора и корректировки состава смесей используются положения ГОСТ 9128-2013.

Определение средней плотности

Среднюю плотность асфальтобетонов определяют методом гидростатического взвешивания образцов, изготовленных в лаборатории или извлеченных из дорожного покрытия. Для измерений используются весы и специализированные приспособления. Образец взвешивается трижды: на воздухе, в сосуде с водой и после извлечения из него. Данные результатов измерений позволяют вычислить среднюю плотность с точностью до двух знаков после запятой. Погрешность не превышает 0, 03 г/см3.

После этого расчетным путем можно установить среднюю и истинную плотность минеральной части асфальтобетона.

Определение водонасыщения

Для определения водонасыщения (количества воды, поглощенной образцом) используются лабораторные весы, вакуумная установка и устройство для капиллярного насыщения, термометр и емкость. Образцы асфальтобетона погружают в воду и помещают в вакууматор, где выдерживают в течение 60 минут при давлении 15 мм рт. ст. (2 кПа). Затем давление доводят до атмосферного и дают выдержку 30 минут. После этого образцы взвешивают и проводят необходимые расчеты.

Определение предела прочности на сжатие

Метод позволяет определить сжимающую нагрузку, при которой происходит разрушение образца. Чтобы оценить эксплуатационные качества дорожных покрытий в разных условиях, измерения проводят при температурах 0, 20 и 50 °C. Для этого используется следующее оборудование: механический или гидравлический пресс с регулируемой нагрузкой. динамометр, термометр и емкость для термостатирования образцов.

Образцы при заданной температуре сжимают прессом при скорости перемещения поршня 3 мм/мин и определяют максимальные показатели нагрузки. Для требуемой точности измерений нагрузка на образец должна быть распределена равномерно. В прессах, которые используются в нашей лаборатории верхняя плита соединена со штоком через шарнир. Благодаря этому она опирается на образец всей площадью.

Определение водостойкости

Цель этого испытания заключается определении снижения прочности на сжатие водонасыщенных образцов в сравнении с сухими. Порядок подготовки образцов описан выше в разделе «Определение водонасыщения». По требованию заказчика мы также проводим исследования водостойкости при длительном водонасыщении. Для этого образец после вакуумирования выдерживается в воде при атмосферном давлении в течение 15 суток.

Определение фракционного состава

Для определения фракционного состава минеральной составляющей асфальтобетона ее последовательно просеивают через мерные сита с ячейкой стандартных размеров. После этого каждую фракцию взвешивают и подсчитывают процентное соотношение по массе. Для удаления битумной связки используют два метода: выжигание и вымывание растворителем.

Испытания битумов

Чтобы определить пригодность битумов для использования в составе асфальтобетона, их проверяют по следующим показателям:

  • глубина проникновения иглы пенетрометра;
  • температуры размягчения (по методу кольца и шара;
  • растяжимость.

Характеристики пластичности и эластичности битумов влияют на трещиностойкость и долговечность дорожного покрытия.

Оперативное определение коэффициента уплотнения

Для экспресс-контроля коэффициента уплотнения дорожных покрытий используют динамические плотномеры-пенетраторы ДПУ и ДПА-1. Для проведения работ мы выезжаем на объект. Измерения проводятся в трех точках, расположенных на расстоянии 0,3 метра друг от друга, а итоговый результат вычисляется как среднее арифметическое.

Приборы укомплектованы сменной оснасткой (конусами) для проведения измерений сразу же после уплотнения и после остывания покрытия (через 1 – 3 суток). По результатам измерений определяют качество покрытия и принимают решение о необходимости дальнейшего уплотнения.

Причины возникновения и классификация повреждений автомобильных дорог

Любое несоответствие характеристик асфальтобетонного покрытия ожидаемым или требуемым свойствам нарушает целостность и технологически правильное функционирование объекта, приводящее впоследствии к возникновению разрушений дорожного полотна.


Типы повреждений

Виды дефектов асфальтобетонного покрытия связаны с целым комплексом различных факторов:

  1. Конструктивные (проектные) дефекты появляются в результате ошибочных вычислений при проектировании, нарушении технического задания и неверного применения нормативной документации.
  2. Производственные дефекты связаны с несоответствием фактически выполненных технических решений (уклон дороги, ширина земляного полотна и др.) и требованиям разработанной проектной документации.
  3. Технологические — обусловлены нарушениями технологической инструкции, несоблюдением правил и порядка производства работ.
  4. Эксплуатационные — возникают в период эксплуатации дорожного полотна и являются результатом естественного старения покрытия, износа, влияния погодных и климатических условий, воздействия транспортных нагрузок и пр.

Для определения масштабов нарушений применяется коэффициент дефектности — это средневзвешенный объем повреждений, приходящихся на 1 м2 поверхности.

Классификация возможных конструкционных нарушений

Разрушения и пластические деформации автомобильных дорог можно разделить на две категории — это дефекты покрытия, и повреждения с последующим разрушением дорожных одежд в целом.

Наиболее распространенные повреждения конструкции дорожного полотна:

просадка — искажение профиля дороги в форме впадин с пологими краями;


Просадка

колея — деформация поперечного профиля дорожного полотна вдоль линии наката;


Колея

проломы — основательное разрушение конструкционных слоев покрытия с резкой деформацией поперечного профиля;


Пролом полотна

выкрашивание — нарушение покрытия за счет выпадения частей минерального материала;


Крошение асфальтобетонного полотна

разрушения кромок — обрушение наружного среза дорожных покрытий в местах сопряжений с обочинами;


Разрушение кромок

раскрытые трещины — линейные необработанные повреждения с шириной разрыва 3 мм и более.


Раскрытые трещины

К нарушениям поверхности покрытия относятся следующие дефекты:

сдвиги — смещение конструкционных слоев, обычно на крутых спусках или в местах торможения;


Сдвиг

волны — чередование на поверхности возвышений и впадин в продольном направлении относительно центральной оси дороги;


Волны

шелушение — последовательное разрушение поверхности в результате отслаивания тонких чешуек материала;


Шелушение

выбоины — дефекты в форме углублений с резко обозначенными краями (глубина 3 см и более);


Выбоина

трещины (одиночные, сетка) — продольные, пересекающиеся, поперечные разрывы, хаотично расположенные на поверхности без какой-либо закономерности.


Сетка из трещин

Контроль качества асфальтобетонных покрытий – Дорожные одежды

Навигация:Главная → Все категории → Дорожные одежды

Контроль качества асфальтобетонных покрытий

Контроль качества асфальтобетонных покрытий Контроль качества производства асфальтобетона включает контроль приготовления асфальтобетонной смеси и строительства покрытия.

Для контроля качества готовой асфальтобетонной смеси определяют следующие показатели: температуру готовой смеси; зерновой состав и содержание битума; пористость минерального остова и остаточную пористость; водонасыщение; набухание; предел прочности при сжатии при температуре 50 °С; 20 и 0 °С; коэффициент водостойкости.

Для контрольных испытаний по ГОСТ 9128—84 отбирают три пробы от каждой партии (партией считают количество смеси одного состава, выпускаемой на одной установке в течение смены, но не более 400 т) непосредственно из кузовов автомобилей.

На асфальтобетонных заводах качество смеси дополнительно оценивают по внешним признакам: цвету, однородности, равномерности распределения битума.

Однородность асфальтобетонной смеси необходимо характеризовать коэффициентом вариации. Коэффициент вариации для основных показателей физико-механических свойств асфальтобетона для верхнего слоя покрытия не должен превышать следующих значений.

В процессе приготовления асфальтобетонной смеси 2—3 раза в смену контролируют соблюдение установленного времени перемешивания минерального материала с битумом. Время перемешивания асфальтобетонной смеси на шлаковых материалах превышает обычное перемешивание на 15—20%. Качество готовой асфальтобетонной смеси проверяют в лаборатории, испытывая образцы, изготовленные из смеси путем формования стандартным способом на гидравлическом прессе.

Наиболее важная часть контроля—проверка степени уплотнения покрытия. Для этой цели берут пробы из покрытия вырубкой или высверливанием и определяют среднюю плотность и водона-сыщение образцов. Из части взятой пробы изготовляют образцы так же, как и при испытании асфальтобетонных смесей. По отклонению средней плотности и водонасыщению образцов с ненарушенной структурой от средней плотности образцов, стандартно уплотненных, судят о качестве уплотнения дорожных покрытий.

При производстве асфальтобетонных работ на дороге возможны следующие дефекты покрытия, вызванные нарушением технологической дисциплины.

Инструментальная проверка качества покрытия заключается в определении коэффициента сцепления шины автомобиля с увлажненной поверхностью покрытия, который определяют лабораторной установкой ПКРС-2 на увлажненном покрытии, по длине тормозного пути или по значению замедления автомобиля «Волга» модели М-21 или М-24, а также прибором маятникового типа МП-3.

Лабораторная проверка асфальтобетона

Сказать по-простому: асфальтобетон прошедший проверку в лаборатории будет служить долго, если же результаты проверки отрицательные, то он может разрушиться в первый же год.

Вообще асфальт – оптимальный материал для дорожного строительства. Люди, по историческим меркам, за многие годы по таким показателям как цена, эффективность, практичность ему замены еще не нашли. Его преимущество, например, перед бетоном – в пластичности и способности, не ломаясь противостоять воздействию автотранспорта.

Несмотря на свою стойкость, асфальтобетон неизбежно теряет свои свойства в процессе эксплуатации. Помимо механических нагрузок от машин он само разрушается под совокупным воздействием: влаги, отрицательных температур воздуха и ультрафиолета.

Вот для противодействий этим факторам еще со времен Советского Союза в институтах и лабораториях выявили оптимальные зерновые составы асфальтобетонных смесей. Для них установили показатели физико-механических свойств в уплотненном виде, которые закрепили в официальных нормативах. На сегодняшний день эти нормативы актуализированы ГОСТ 9128-2013, по требованиям которых и проходит .

Причины преждевременного разрушения асфальтобетона

  1. Низкое качество самой асфальтобетонной смеси приготовленной непосредственно на заводе (АБЗ). В основном это бывает при нерациональном подборе минерального зернового состава и вяжущих минеральных компонентов. В итоге – не соблюдение пропорций или технологии производства;
  2. Низкое качество уплотнения асфальтобетонной смеси непосредственно на объекте по причинам:
  • выполнения асфальтирования при дождливой погоде или низкой температуре;
  • остывания смеси в процессе укладки;
  • недостаточной мощности дорожных катков и (или) малого количества проходов вальцами.

Польза лаборатории асфальта очевидна

ContentsИспытания асфальтобетона в лабораторииЛабораторная проверка асфальтобетонаПричины преждевременного разрушения асфальтобетонаПольза лаборатории …

Методы испытаний

Методы испытаний асфальтобетона позволяют исследовать отдельные компоненты, сформированную смесь и готовое покрытие.

Определение средней плотности

  • отобранный образец взвешивают в первоначальном виде;
  • погружают на 30 минут в воду;
  • взвешивают в жидкости;
  • достают, вытирают и вновь взвешивают.

Результат определяется как среднее арифметическое значений плотности, полученных при исследовании трех и более проб.

Истинная плотность

  • средний образец смеси или сформированный керн измельчают на фрагменты, размер которых соответствует величине максимального зерна асфальтобетона;
  • взвешивают полученную массу, помещают в колбу и заливают на 1/3 смесью дистиллированной воды и ПАВ;
  • емкость помещают в вакуумный шкаф с давлением до 2000Па на 30мин;
  • доводят уровень до первоначального, снижают давление до 1 атмосферы и оставляют еще на ½ часа;
  • взвешивают массу в воде.

Итоговый результат получают как среднее арифметическое 2 проб.

Водонасыщение

При определении водонасыщения проводят испытание кернов асфальтобетона, использовавшихся для определения средней плотности.

  • пробы заливают водой на 3см и более;
  • помещают емкость в шкаф с давлением 2000Па. Холодные смеси выдерживают 30 минут, теплые и горячие – 90 минут;
  • затем снижают давление до атмосферного и держат смесь еще ½ часа холодную и час – теплую;
  • материал достают из воды, вытирают и взвешивают.

Предел прочности

Используются образцы, проверявшиеся на водонасыщение.

  • горячая и теплая смесь выдерживается на водяной бане со льдом один час, холодные пробы – 2 часа на воздухе;
  • испытание проводят на прессе для асфальтобетона, принимая за разрушающую нагрузку максимальное показание измерителя силы.

Коэффициент водостойкости

Параметр показывает отношение сухого материала к подвергшемуся водонасыщению в течение 15 суток.

  • пробу взвешивают на воздухе и в воде;
  • насыщают образец водой в вакуум-приборе, переносят в емкость и выдерживают в воде при температуре 15оС в течение 15 суток;
  • пробу вытирают и испытывают на предел прочности.

Оценка сцепления битума

  • готовят два образца – контрольный и для испытаний;
  • помещают пробу в кипящий 15% раствор поваренной соли так, чтобы жидкость накрывала материал слоем 30-40мм;
  • вязкий битум выдерживают 30мин, жидкий – 3 минуты;
  • образец достают, очищают от соли и сушат на фильтровальной бумаге;
  • параметр измеряют после полного высыхания материала.

Также ГОСТом регламентируются испытания доли битума в смеси, гранулометрического состава каменного наполнителя и других параметров.

Проверка соблюдения технологии укладки асфальта

Качественное асфальтовое покрытие может быть получено только при условии использования хороших материалов и соблюдения технологических приемов работы с ними. Горячий метод укладки асфальта требует поддержания определенной температуры асфальтовой смеси. Для этого используют специальную технику, в которой при перевозке даже на большие расстояния поддерживается необходимый температурный режим.

Уложенное дорожное покрытие также может быть подвергнуто проверке путем взятия проб, которые проходят проверку в лаборатории на прочность, химический состав. По результатам их анализа становится возможным установить уровень сцепления дороги с колесами автомобилей.

Дорожные работы, проводимые , никогда не вызывают нареканий у Заказчиков, так как мы всегда используем только высококачественные материалы и современную технику.

Контроль качества асфальтобетонных покрытий – Дорожные одежды

Навигация:Главная → Все категории → Дорожные одежды

Контроль качества асфальтобетонных покрытий

Контроль качества асфальтобетонных покрытий Контроль качества производства асфальтобетона включает контроль приготовления асфальтобетонной смеси и строительства покрытия.

Для контроля качества готовой асфальтобетонной смеси определяют следующие показатели: температуру готовой смеси; зерновой состав и содержание битума; пористость минерального остова и остаточную пористость; водонасыщение; набухание; предел прочности при сжатии при температуре 50 °С; 20 и 0 °С; коэффициент водостойкости.

Для контрольных испытаний по ГОСТ 9128—84 отбирают три пробы от каждой партии (партией считают количество смеси одного состава, выпускаемой на одной установке в течение смены, но не более 400 т) непосредственно из кузовов автомобилей.

На асфальтобетонных заводах качество смеси дополнительно оценивают по внешним признакам: цвету, однородности, равномерности распределения битума.

Однородность асфальтобетонной смеси необходимо характеризовать коэффициентом вариации. Коэффициент вариации для основных показателей физико-механических свойств асфальтобетона для верхнего слоя покрытия не должен превышать следующих значений.

В процессе приготовления асфальтобетонной смеси 2—3 раза в смену контролируют соблюдение установленного времени перемешивания минерального материала с битумом. Время перемешивания асфальтобетонной смеси на шлаковых материалах превышает обычное перемешивание на 15—20%. Качество готовой асфальтобетонной смеси проверяют в лаборатории, испытывая образцы, изготовленные из смеси путем формования стандартным способом на гидравлическом прессе.

Наиболее важная часть контроля—проверка степени уплотнения покрытия. Для этой цели берут пробы из покрытия вырубкой или высверливанием и определяют среднюю плотность и водона-сыщение образцов. Из части взятой пробы изготовляют образцы так же, как и при испытании асфальтобетонных смесей. По отклонению средней плотности и водонасыщению образцов с ненарушенной структурой от средней плотности образцов, стандартно уплотненных, судят о качестве уплотнения дорожных покрытий.

При производстве асфальтобетонных работ на дороге возможны следующие дефекты покрытия, вызванные нарушением технологической дисциплины.

Инструментальная проверка качества покрытия заключается в определении коэффициента сцепления шины автомобиля с увлажненной поверхностью покрытия, который определяют лабораторной установкой ПКРС-2 на увлажненном покрытии, по длине тормозного пути или по значению замедления автомобиля «Волга» модели М-21 или М-24, а также прибором маятникового типа МП-3.

Тестирование образцов

Методы испытаний асфальтобетона по ГОСТ

Свойства АБ являются объектом лабораторных исследований. Причем испытаниям подвергают и ингредиенты смеси, и АБ после смешивания и образцы готового покрытия.

Целью исследования является оценка соответствия параметров приготовляемого АБ стандартам ГОСТ.

Подготовка проб

На первом этапе подготавливают пробы.

  • Лабораторные – просушенные камень и песок прогревают и дозируют согласно рецептуре. Обезвоженный битум нагревают, смешивают все ингредиенты вручную, а потом в лабораторной мешалке. Температура и время соблюдаются.
  • Пробы из смесителей отбирают сразу же после выгрузки продукта – 3–4 порции из каждого замеса. Образцы объединяют и перемешивают, чтобы получить среднюю пробу.

Так как при некоторых испытаниях требуется уплотнение пробы, его выполняют на прессе:

  • при доле щебня до 35% – прессованием при 40 МПа;
  • при доле щебня более 35% – вибрирование при 0,03 МПа. и доуплотнением при 20 МПа;
  • холодные образцы уплотняют на прессе при 40 МПа.

Для контроля над поведением готового продукта используют керны. Их получают вырубкой с помощью пневмомолота или высверливанием на всю толщину покрытия.

Давайте поговорим далее про испытания асфальтобетона в лаборатории.

Про отбор проб для испытания асфальтобетона расскажет это видео:

Лабораторные тесты

В первую очередь устанавливают среднюю плотность АБ:

  • подготовленные образца взвешивают на воздухе;
  • помещает в воду на полчаса;
  • взвешивают в воде;
  • вытирают и снова взвешивают в воздухе.

Результатам считают среднее арифметическое плотности не менее 3 проб.

Истинная плотность

Определение истинной плотности, то есть, без учета пор, пикнометрическим методом:

  • среднюю пробу смеси или керн измельчают до максимального размера зерна в составе АБ;
  • взвешивают навеску смеси и помещают в колбу. Заливают дистиллированной водой с ПАВ на 1/3;
  • колбу помещают в вакуумном шкафу под давлением не более 2000 Па;
  • колбу дозаполняют водой до отметки, давление снижают до 1 атм и вновь оставляют пробу на полчаса;
  • взвешивают в воде.

Результат – среднее арифметическое не менее, чем на основе 2 проб.

Водонасыщение

Определение водонасыщения, то есть, оценка того объема воды, который поглощает АБ при данных условиях. Испытание исследуют те же образцы, на которых измеряли среднюю плотность:

  • пробы помещают в емкость и заливают водой – не менее, чем на 3 см;
  • емкость располагают в вакуум-приборе под давлением в 2000 Па. Время выдержки горячих и теплых смесей – 1,5 часа, холодных – 30 минут;
  • давление опускают до нормального. Время выдержки для горячих и теплых смесей – 1 час, для холодных – 0,5 часа;
  • образцы извлекают из емкости, вытирают и взвешивают.
Предел прочности

Оценка предела прочности сводится к определению такой нагрузки, при которой АБ начнет разрушаться. В исследованиях используются образцы, подвергшиеся испытанию на водонасыщение:

  • образцы горячей и теплой смеси выдерживаются на водяной бане 1 час, пробы холодной – в воздушной среде 2 часа. Для охлаждения используется вода со льдом;
  • пробу помещают на середине плиты пресса для испытания асфальтобетона, верхнюю плиту опускают, пока расстояние до образца не достигнет 1,5–2 мм. Затем включают электродвигатель;
  • разрушающей нагрузкой принимают максимальное значение силоизмерителя.
Коэффициент водостойкости

Коэффициент водостойкости – соотношение прочности АБ сухого к прочности материала, подвергшегося длительному водонасыщению – 15 суток:

  • образец взвешивают в воздухе и воде;
  • насыщают водой в вакуум-приборе по описанной выше методике;
  • насыщенные водой пробы переносят в емкость, выдерживают 15 суток при температуре воды 20 С;
  • пробы извлекают, вытирают и подвергают испытанию на предел прочности.

Методы испытаний

Любое лабораторное испытание происходит в три этапа: подготовка, проведение испытания и обработка полученных результатов. Существует несколько методов проведения контроля показателей.

Название показателя Необходимые для измерения приборы Сущность испытания
Удельная плотность Весы и сосуд объёмом 2−3 литра Определяется плотность с учётом пористой части. Сначала образцы взвешиваются в сухом виде, затем погружаются в сосуд с водой. Производится повторное взвешивание. Далее образец вынимается из сосуда и снова проверяется вес. Результаты лабораторных испытаний обрабатываются с учётом пор.
Определение пористой части Не требуется Высчитывается объём пор в процентном соотношении. Расчёты происходят на основе полученных данных о плотности.
Набухание асфальта Не требуется Производится путём расчёта на основе ранее полученных данных.
Прочность Пресс, термометр, ёмкости Определяется предельный порог нагрузки, при которой образец начинает разрушаться. С помощью пресса вычисляют разрушающую нагрузку.

После проведения всех испытаний составляется отчётная таблица. Если значения вкладываются в диапазон, установленный ГОСТом, значит, асфальт можно применять при строительстве новых дорого или ремонте старых.

Характеристики асфальтобетона

Наша лаборатория асфальтобетона проведет экспертизу асфальта и выдаст протокол испытания асфальта. Основные составляющие материала — это щебень, песок, битум и минеральный порошок. Асфальтобетон имеет вид уплотнённой смеси. Одно из прямых предназначений — это обустройство и укладка дорожных и других полотен.

Асфальтобетон характеризуется:

  • видом крупного заполнителя (может быть преобладание щебня, гравия или песка);
  • уровнем твёрдости и вязкости битумов;
  • размером гранул щебня/гравия;
  • основным назначением.

Для чего применяется и почему нужны лабораторные испытания асфальта и дорожного полотна в дорожно-строительной лаборатории? У каждого типа есть своё назначение. Дорожными асфальтобетонами покрывают магистральные улицы, тротуары и проезды. Аэродромными обустраивают и производят укладку взлётно-посадочных полос и площадок. Промышленными устилают гаражи и кровли промышленных сооружений. Существуют также декоративные. Их используют, чтобы декорировать городские площади, покрыть разделительные полосы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Наш Бастион
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: