Меры предосторожности при работе с фреоном
Если вы собрались заправлять кондиционер своими руками — помните:
-
Марки, содержащие хлор — вредны организму. Не допускайте попадания на слизистые (в глаза, рот), и не вдыхайте их.
-
При большой концентрации фреона можно отравиться. Поэтому не работайте в закрытом помещении — обязательно откройте окно и дверь, если есть — включите вытяжку (на кухне и в санузле).
-
При попадании жидкого фреона на кожу можно получить обморожение. Поэтому работать нужно только в резиновых перчатках и в закрытой одежде (не в майке и не в футболке с шортами).
Если при работе хладагент попал на кожу или слизистую — его надо сразу же смыть водой, а место смазать вазелином.
Если возникли симптомы удушья, или любые другие ненормальные признаки — надо немедленно прекратить работу, покинуть помещение и проветрить его.
Заправка системы охлаждения фреоном
Ремонт холодильника лучше доверить мастеру из сервисного центра. Однако при наличии минимальных навыков ремонта и комплекта необходимого оборудования с задачей можно справиться самостоятельно. Перед началом работы необходимо ознакомиться с принципом действия холодильного агрегата, расположением компонентов и сервисных штуцеров, а также учитывать:
- особенности ремонта и эксплуатации сосудов, работающих под давлением;
- назначение хладагента;
- способ применения оборудования для заправки;
- правила безопасности при работе с фреоном.
К сведению!
Перед выполнением ремонта следует принять во внимание, что некомпетентные действия могут привести ещё к более серьёзной поломке
Оборудование и материалы
Восполнение или полную заправку охлаждающего контура хладагентом производят специальным инструментом. Для ремонта понадобятся:
- Фреон. Его тип и количество указаны на информационной табличке, закреплённой на корпусе холодильного агрегата или компрессора. Следует приобрести маленький баллон нужного вещества или взять в аренду в сервисном центре большой сосуд. Во время транспортировки и работы обращаются с ним аккуратно: ёмкость находится под большим избыточным давлением.
- Вакуум-нагнетательная станция. Комплекс насосного оборудования, предназначенный для испытания системы давлением и полного удаления газов из холодильного контура. Покупать станцию для разового применения нецелесообразно, её также можно взять в сервисном центре на время работы.
- Электронные весы. Необходимы для точного дозирования хладагента.
- Сварочный пост или газовая горелка, а также флюс и припой для герметизации системы после ремонта или заправки. Материалы для пайки подбирают в зависимости от металла, из которого изготовлены детали контура.
- Течеискатель. Если система повреждена и это стало причиной испарения фреона, прибор нужен для поиска места разгерметизации.
- Фильтр-осушитель. Компонент холодильного контура, который обязательно меняют при заливке фреона.
- Клапан Шредера. Нужен для удержания в системе вакуума или давления.
- Ёмкость с азотом. Газ необходим для продувания и осушения компонентов.
Меры предосторожности
Замена фреона – процедура, сопряжённая с возможностью получения травм от электричества или избыточного давления газов. Когда работу выполняют самостоятельно, необходимо соблюдать ряд правил:
- холодильное оборудование отключают, вынимая вилку из розетки;
- при наполнении системы не используют открытый огонь;
- стыки паяют, соблюдая правила пожарной безопасности (можно заранее подготовить средства тушения в случае возможного возгорания);
- испытывая систему, контролируют давление среды.
Поиск утечки
Если в системе нарушена герметизация, просто заправка не устранит неисправность. Первоначально нужно определить место повреждения. В большинстве случаев внешний осмотр позволяет найти причину.
На контуре подогрева дверного уплотнителя появляются трещины и ржавчина. В местах соединения капилляров видны иней или наледь. Если утечку найти не получается, на все поверхности контура наносят мыльный раствор. Появление пузырей указывает на повреждение.
К сведению!
Для определения дефекта недоступного для визуальной диагностики необходим специальный прибор – течеискатель (галоидный, электронный или ультразвуковой).
Заправки хладагента
После устранения течи приступают к наполнению контура. Последовательность заправки:
- Клапан Шредера размещают на сервисном патрубке компрессора.
- Продувают контур азотом. Газ вытеснит влагу из системы. Если азот находится под давлением 10 атм и более, необходимо использовать редуктор.
- Меняют фильтр-осушитель. Для этого срезают старый, а с нового снимают заглушки. Вставляют фильтр в капилляр и паяют место стыка.
- Подключают вакуум-насосную станцию. Как правильно это сделать, указано в инструкции по её эксплуатации.
- Откачивают из контура воздух. Одновременно с этим удаляется оставшаяся влага. Общее время вакуумирования не менее 15 минут.
- Закачивают хладагент (количество зависит от типа холодильного агрегата).
- Герметизируют сервисный патрубок (пайкой или специальным колпачком).
Заполнить охлаждающий контур можно своими руками. Это позволит существенно сэкономить на вызове мастера
Однако важно точно знать, как выполнить ремонт, и иметь необходимое оборудование
Какие инструменты понадобятся?
Для работы потребуется довольно большое количество инструментов и оборудования. В первую очередь нужно приобрести хладагент. Его тип и необходимый вес указан на наклейке, расположенной на компрессоре. Чтобы отмерить нужное количество фреона, понадобятся весы.
Обязательное оборудование для работы – вакуум-насосная станция. С ее помощью вы проведете отпрессовку, вакуумирование системы и закачку хладагента. Покупка оборудования обойдется довольно дорого, поэтому, если вы решили проводить заправку сами, не обращаясь к мастеру, поищите, где можно взять ее напрокат.
Чтобы запаять поврежденные трубки, вам понадобится оборудование для пайки – горелка или сварочный пост, а также флюс и припой. Для поиска места утечки пригодится течеискатель. Для подключения оборудования нужен клапан Шредера. Приготовьте также баллон с азотом, чтобы продуть систему, и новый фильтр-осушитель.
Какой должен быть объем хладона
Заправка домашнего кондиционера невозможна, если не ознакомиться с устройством прибора.
В конструкцию входят:
- Замкнутый контур. Служит для размещения фреона, который постоянно циркулирует.
- Компрессор. Используется для повышения температуры газа.
- Конденсатор. В нем горячий фреон под высоким давлением отдает тепло, переходя в жидкое состояние.
- Испаритель. Применяется для испарения жидкости после распыления в расширительном клапане.
Для исправного функционирования агрегата, нужно своевременно ремонтировать компрессор, если он выходит из строя. Необходимо регулярно проверять герметичность соединительных участков и осуществлять заправку бытовых кондиционеров. Прежде, чем заниматься заправкой агрегата самостоятельно, нужно выяснить, сколько фреона в кондиционере.
Агрегат состоит из двух блоков. Один монтируется внутри помещения, второй – снаружи. Отсеки соединены между собой хладотрассой, по которой проходит электрический кабель и дренажная система. По трассе осуществляется циркуляция фреона. Для изготовления хладотрассы используются медные трубки с небольшим диаметром.
Количество хладона зависит от протяженности хладотрассы и потребляемой мощности прибора. Однозначного значения для конструкций не существует. На заводах-изготовителях кондиционер заправляется учетом длины хладотрассы. Как правило, длина медных трубопроводов не бывает менее 3 м. На заводе на каждый метр трассы заправляется 0,15 кг хладона. К этому весу добавляется показатель мощности компрессора.
Какое количество хладона находится в установке и сколько нужно дозарпавить, можно узнать на металлической табличке – шильде. Располагается шильда внутри корпуса агрегата. Дозаправка кондиционеров фреоном производится у сетом указанных показателей. Высчитать количество газообразного вещества можно с помощью манометра.
Таблица нормы заправки фреоном R-600A холодильника Атлант
Позиция | Модель холодильника | Доза фреона R-600A в граммах |
1 | Морозильник Атлант ММ-183-ХХ | 56 |
2 | Морозильник Атлант ММ-184-ХХ с уменьшенной петлёй докипателя | 70 52 |
3 | Морозильник Атлант М-7003-ХХХ с уменьшенной петлёй докипателя | 70 52 |
4 | Морозильник Атлант М-7184-ХХХ с уменьшенной петлёй докипателя | 70 52 |
5 | Морозильник Атлант М-7103-ХХХ с уменьшенной петлёй докипателя | 70 52 |
6 | Холодильник-морозильник Атлант МХМ-1841-ХХ | ХК — 22
МК — 28 |
7 | Холодильник-морозильник Атлант МХМ-1842-ХХ | ХК — 25
МК — 28 |
8 | Холодильник-морозильник Атлант МХМ-1843-ХХ | ХК — 25
МК — 36 |
9 | Холодильник-морозильник Атлант МХМ-1844-ХХ | ХК — 22
МК — 36 |
10 | Холодильник-морозильник Атлант МХМ-1845-ХХ | ХК — 20
МК — 45 |
11 | Холодильник-морозильник Атлант МХМ-1847-ХХ | ХК — 20
МК — 36 |
12 | Холодильник-морозильник Атлант МХМ-1848-ХХ | ХК — 19
МК — 45 |
13 | Холодильник Атлант МХ-2822-ХХ | 31 |
14 | Холодильник Атлант МХ-2823-ХХ | 33 |
15 | Холодильник-морозильник Атлант МХМ-2808-ХХ | 43 |
16 | Холодильник-морозильник Атлант МХМ-2819-ХХ | 47 |
17 | Холодильник-морозильник Атлант МХМ-2826-ХХ | 45 |
18 | Холодильник-морозильник Атлант МХМ-2835-ХХ | 45 |
19 | Холодильник-морозильник Атлант ХМ-4007-ХХХ | 61 |
20 | Холодильник-морозильник Атлант ХМ-4008-ХХХ | 51 |
21 | Холодильник-морозильник Атлант ХМ-4009-ХХХ | 53 |
22 | Холодильник-морозильник Атлант ХМ-4010-ХХХ | 62 |
23 | Холодильник-морозильник Атлант ХМ-4011-ХХХ | 56 |
24 | Холодильник-морозильник Атлант ХМ-4012-ХХХ | 65 |
25 | Холодильник-морозильник Атлант ХМ-4013-ХХХ | 56 |
26 | Холодильник-морозильник Атлант ХМ-4014-ХХХ | 61 |
27 | Холодильник-морозильник Атлант ХМ-4108-ХХХ | 50 |
28 | Холодильник-морозильник Атлант ХМ-4109-ХХХ | 51 |
29 | Холодильник-морозильник Атлант ХМ-4110-ХХХ | 60 |
30 | Холодильник-морозильник Атлант ХМ-4111-ХХХ | 53 |
31 | Холодильник-морозильник Атлант ХМ-4112-ХХХ | 61 |
32 | Холодильник-морозильник Атлант ХМ-4113-ХХХ | 52 |
33 | Холодильник-морозильник Атлант ХМ-4214-ХХХ | 61 |
34 | Хододильник-морозильник Атлант ХМ-4307-ХХХ | 61 |
35 | Холодильник-морозильник Атлант ХМ-5008-ХХХ | 46 |
36 | Холодильник-морозильник Атлант ХМ-5009-ХХХ | 42 |
37 | Холодильник-морозильник Атлант ХМ-5010-ХХХ | 46 |
38 | Холодильник-морозильник Атлант ХМ-5011-ХХХ | 42 |
39 | Холодильник-морозильник Атлант ХМ-5012-ХХХ | 56 |
40 | Холодильник-морозильник Атлант ХМ-5013-ХХХ | 46 |
41 | Холодильник-морозильник Атлант ХМ-5014-ХХХ | 56 |
42 | Холодильник-морозильник Атлант ХМ-5015-ХХХ | 46 |
43 | Холодильник-морозильник Атлант МХ-5810-ХХ | 32 |
44 | Холодильник-морозильник Атлант МХ-5811-ХХ | 29 |
45 | Холодильник-морозильник Атлант ХМ-6001-ХХХ | ХК — 22
МК — 36 |
46 | Холодильник-морозильник Атлант ХМ-6002-ХХХ | ХК — 25
МК — 36 |
47 | Холодильник-морозильник Атлант ХМ-6016-ХХХ | ХК -31
МК — 41 |
48 | Холодильник-морозильник Атлант ХМ-6019-ХХХ | ХК — 19
МК -36 |
49 | Холодильник-морозильник Атлант ХМ-6020-ХХХ | ХК — 22
МК — 28 |
50 | Холодильник-морозильник Атлант ХМ-6021-ХХХ | ХК — 20
МК — 36 |
51 | Холодильник-морозильник Атлант ХМ-6022-ХХХ | ХК — 25
МК — 28 |
52 | Холодильник-морозильник Атлант ХМ-6023-ХХХ | ХК — 19
МК — 45 |
53 | Холодильник-морозильник Атлант ХМ-6024-ХХХ | ХК -22
МК — 36 |
54 | Холодильник-морозильник Атлант ХМ-6025-ХХХ | ХК — 20
МК — 45 |
55 | Холодильник-морозильник Атлант ХМ-6026-ХХХ | ХК — 25
МК — 36 |
56 | Холодильник-морозильник Атлант ХМ-6119-ХХХ | ХК — 22
МК — 41 |
57 | Холодильник-морозильник Атлант ХМ-6120-ХХХ | ХК — 31
МК — 30 |
58 | Холодильник-морозильник Атлант ХМ-6121-ХХХ | ХК — 26
МК — 41 |
59 | Холодильник-морозильник Атлант ХМ-6122-ХХХ | ХК — 33
МК — 30 |
60 | Холодильник-морозильник Атлант ХМ-6123-ХХХ | ХК — 22
МК — 46 |
61 | Холодильник-морозильник Атлант ХМ-6124-ХХХ | ХК — 31
МК — 41 |
62 | Холодильник-морозильник Атлант ХМ-6125-ХХХ | ХК — 26
МК — 46 |
63 | Холодильник-морозильник Атлант ХМ-6126-ХХХ | ХК — 33
МК — 41 |
Вопрос-ответ
Как определить лишнее количество фреона и спустить его
Включите аппарат и оставьте на час, после этого проверьте состояние охлаждающего контура. Если капиллярная трубка и фильтр горячие, а обратная — покрыта инеем, это говорит о переизбытке хладагента. Спустите его до нужного давления — эта информация указана в техпаспорте бытового прибора. Повторите процедуру. В норме обратная труба должна обмерзать не более чем на 10 см от выхода из корпуса холодильника.
Сколько хладагента в системе
Для каждой марки холодильников предусмотрено свое количество газа, необходимое для правильной работы. В среднем эти значения выдерживаются в рамках от 30 до 70 грамм. Не стоит превышать необходимый уровень фреона. Также следует придерживаться марки, указанной в технических характеристиках к вашему аппарату.
Можно ли включать оборудование без хладагента
Нельзя включать агрегат без охлаждающего газа, так как это приведет к выходу из строя мотора-компрессора, и ремонт оборудования нет только усложнится, но и подорожает.
Заправка холодильника фреоном своими руками
Прежде чем проводить заправку холодильника фреоном своими руками, следует подготовиться. Этот процесс подразумевает 100% очищение системы испарения от остатков вещества. Алгоритм действий:
- используя тиски зажать осушитель;
- проколоть игольчатым захватом место контакта с медью;
- деталь с этого участка в будущем необходимо заменить.
В качестве сохранения воздуха в комнате чистым, допускается стравливание газа при помощи тонкого шланга, подведенного к створке окна. При этом фрамугу стоит открыть на микропроветривание. Затем необходимо убрать излишки давления в системе и ликвидировать лишнюю влагу методом продувки азотом. В завершение монтируют клапан Шредера, через который происходит заправка нового фреона.
Перед тем, как подсоединять газовый баллон, удостоверьтесь в том, что давление составляет ниже 6 атмосфер. При завышении этого параметра, следует использовать редуктор для уменьшения давления до необходимого уровня.
Убедитесь, что давление составляет ниже 6 атмосфер.
Приступать к процедуре нужно с соблюдением мер предосторожности. Для этого требуется взять 2 манометра двух цветов (синий, красный) и 3 шланга (синий, желтый, красный)
Зачастую эти компоненты поставляют в наборе.
Синий манометр отвечает за давление всасывания, а красный контролирует нагнетание в систему холодильной установки. Предварительно требуется проверить положение вентилей — они должны находиться в закрытом состоянии.
Пошаговая инструкция, как заправить холодильник фреоном:
- Синий шланг устанавливается к трубе для заправки при помощи штуцера.
- Желтый шланг устанавливается на заправочный баллон с хладагентом.
- Для замера нагнетающего давления фиксируется шланг красного цвета на впаянный патрубок трубопровода, т. е. на клапан Шредера.
- Аккуратными движениями открывается клапан на манометре синего цвета. Загрузка охлаждающего вещества осуществляется под давлением 0.4-0.5 атмосфер. По завершении процедуры первый и второй вентиля закрываются до упора.
- Затем включается компрессор на 30-40 сек.
- Откручивается желтый шланг от баллона фреона и устанавливается вакуумный насос на это крепление.
- Насос следует запустить на 10 минут, но не больше.
- Перед тем как включить вакуумный насос вентиль синего цвета, расположенный на трубопроводе, закрывают до упора.
- Шланг желтого цвета фиксируется на газовый баллон, но предварительно он отключается от насоса. Желтую трубку отвести влево, а затем отсоединить от коллектора — это необходимо для освобождения системы от воздуха.
- После того как весь воздух стравлен, шланг желтого цвета подключить к системе и перевести вентиль синего цвета в положение «Открыто».
- Далее, нужно запустить компрессор — от мастера требуется контролировать давление через манометр. В случае успешного завершения процедуры, без отклонения показателей, трубки перегнуть и запаять во избежание повторной утечки фреона.
На заметку: чем же заправляют холодильники? Специалисты в последние 5 лет используют хладагенты марки R134 и 600, которые являются озонобезопасными. Устаревшие холодильные установки ранее заправлялись маркой R12. Но по причине нанесения вреда озоновому слою, его запретили к использованию. Для конкретного оборудования подбирается тот тип вещества, который указан на шильдике. Замена марки на новую в самостоятельном порядке запрещена.
Меры безопасности
Со следующей информацией, рекомендуется ознакомиться перед тем, как заправлять фреон в холодильник. Правила безопасности:
- перед заменой охлаждающего вещества бытовой прибор должен быть обесточен;
- используемая во время работы техника в обязательном порядке заземляется;
- каждые 20-30 минут проводится проветривание комнаты;
- строго воспрещено подключать в электросеть радиаторы, тепловые завесы, а также курить;
- если возникла необходимость спаять стыки контура, нужно применять правила пожарной безопасности и иметь под рукой огнетушитель.
Невзирая на отсутствие у хладагента запаха и вкуса, возможно негативное влияние на организм человека, поэтому открывание окон в процессе работы является обязательным.
Где чаще всего происходят утечки
Наиболее распространенные места утечек такие:
Заводские пайки или же локринговые соединения. Причиной утечки в этих местах могут быть естественные деформации или заводской брак соединений.
Зона «плачущего» испарителя. Материал, из которого изготавливается эта деталь обычно, — алюминий. Этот металл легко ржавеет, поэтому под воздействием влажной среды в местах коррозии могут возникать микротрещины. Через эти повреждения медленно, но уверенно улетучивается фреон.
Стальной контур обогрева, расположенный по периметру морозильника. Этот контур служит для испарения влаги, образующейся по периметру морозильного отсека во время температурных колебаний. Постоянная влага приводит к порче металла, из-за чего контур начинает пропускать газ. Особенно вероятна такая проблема у холодильников «Атлант», «Индезит» или «Самсунг» после 5 лет эксплуатации.
Частые ошибки в процессе работы
Если заправку холодильника выполняет непрофессиональный мастер, он может допустить некоторые ошибки, которые приведут к поломке техники
Особенно следует обратить внимание на два аспекта:. Неправильное количество фреона
Если заправить в систему меньше или больше хладагента, чем требуется, компрессор будет работать неправильно. Это приведет к перегреву деталей устройства и их поломке. Поэтому при работе стоит использовать очень точные весы, погрешностью не более 1-2 грамм
Неправильное количество фреона. Если заправить в систему меньше или больше хладагента, чем требуется, компрессор будет работать неправильно. Это приведет к перегреву деталей устройства и их поломке. Поэтому при работе стоит использовать очень точные весы, погрешностью не более 1-2 грамм.
Фреон R600а — один из самых безопасных для окружающей среды хладагентов. Однако он наиболее уязвим при заправке рефрижератора по весу – ошибка в несколько граммов вещества может повредить устройству
Плохая просушка системы перед заправкой. Остатки влаги в контуре рефрижератора при заправке фреоном могут привести к закупориванию капилляров или поломке компрессора. Поэтому стоит очень тщательно просушить трубки и заменить фильтр, в котором может оставаться влага.
Как заправить холодильник фреоном в домашних условиях: основные этапы работы
Чтобы не допустить ошибку, и сделать все правильно, придерживайтесь подробной пошаговой инструкции:
- Подключите к сервисному патрубку мотора клапан Шредера. К этому разъему подсоединяется все оборудование.
- С помощью компрессорного насоса выполните опрессовку системы охлаждения. Если в вашем холодильнике используются трубки из алюминия, тогда повысьте давление до 15 атмосфер. Для агрегатов с медными и стальными комплектующими оптимальным показателем станет 25 атм. Стабильное давление – показатель герметичности. Если есть протечка найдите ее с помощью соответствующего датчика, а потом запаяйте дырку и проведите опрессовку заново.
- Продуйте систему, подключив к сервисному разъему баллон с азотом. Это позволит выдуть из охлаждающего контура конденсат. Есть альтернативный способ подключения – редуктор.
- Поменяйте осушительный фильтр. Аккуратно демонтируйте сломанную комплектующую, извлеките заглушки с запчасти, закрепите деталь на моторе. Швы нужно запаять. С охлаждающим контуром следует работать быстро. Он не должен оставаться вскрытым в течение более 15 минут.
- Подсоедините к холодильнику насосную станцию. Левый патрубок подключается через клапан Шредера, который установлен в сервисном разъеме мотора. Средний подведите к баллону с хладагентом, а правый – к вакуумному насосу.
- Выкачайте из системы воздух и азот. Остатки влаги также будут выведены из охлаждающего контура. Ближе к завершению процесса стрелка левого манометра опустится до минимального значения – где-то до -30. Процесс вакуумирования длится около получаса.
- Закачка фреона в холодильник. Не спеша откройте кран баллона, через который хладагент попадает в клапан Шредера. Заправляйте систему, но не забывайте следить за весом.
- Запаяйте патрубок. Когда охладительный контур заполнен, пережмите сервисный патрубок, чтобы отсоединить клапан Шредера. Обеспечьте надлежащую герметичность, запаяв все щели.
Инструкция составлена профессиональными мастерами, поэтому проблем с заправкой возникнуть не должно.
Пошаговая инструкция заправки
Когда подготовительные работы закончены, можно начинать заправку холодильника фреоном, обязательно соблюдая все правила техники безопасности. Чтобы начать работу, необходимо заранее приготовить:
- два манометра, имеющие разные цвета;
- три шланга разного оттенка.
Давление всасывания показывает манометр синего оттенка. Красный сообщает входное давление.
- С помощью штуцера к трубке подключается шланг синего цвета.
- Желтый шланг крепится к баллону.
- Чтобы измерить нагнетающее давление, специальный клапан Шредера (представляет собой впаянный патрубок к основному трубопроводу) соединяется с красным шлангом.
- Плавно открывается кран синего манометра. Фреон заполняет систему под определенным давлением (0,4-0,5 Атм). Когда система полностью заполнится, образуется нужное давление, краны закрываются.
- Включается компрессор. Он должен проработать не более 20-30 секунд.
- Желтую трубку освобождают от баллона. Взамен подсоединяют вакуумный насос. Он должен проработать ориентировочно 10 мин. Перед запуском, синий кран должен быть плотно закручен, установлен режим «Закрыто».
- К баллону подсоединяют жёлтый шланг, который предварительно освободили от насоса. Перед открытием клапана, необходимо желтую трубку снять с коллектора. Чтобы воздух вышел из системы, её нужно слегка отвести в сторону.
- Когда воздух полностью стравлен, к системе вновь подключается желтый шланг. Открывается синий кран. В систему окончательно закачивается фреон, до достижения требуемого объема.
- Вновь запускается компрессор. На манометре должно показываться стабильное значение. Когда все в норме, никаких отклонений не наблюдается, можно перегнуть трубки.
Чтобы избежать утечки, перегнутые трубки хорошо запаивают.
Инструкция по заправке
В первую очередь к сервисному патрубку компрессора нужно подсоединить клапан Шредера, к которому в дальнейшем будет подключаться остальное оборудование. Затем при помощи компрессорного насоса проводится отпрессовка системы воздухом. С помощью течеискателя находят место протечки, запаивают трубку и повторяют процедуру. Если давление не падает, система герметична.
После этого можно приступать к продувке системы азотом для удаления влаги из контура. Баллон с газом подсоединяется через клапан Шредера и через редуктор, если в этом есть необходимость.
Следующий этап – замена фильтра-осушителя. Нужно срезать старую деталь, удалить заглушки с новой и установить ее на конденсаторе. В фильтр вставляется капиллярная трубка и все швы запаиваются.
Пришло время подключать вакуум-насосную станцию. Ее левый патрубок присоединяется к клапану Шредера, правый – к вакуумному насосу, а средний – к баллону с хладагентом. Из системы откачивается воздух с азотом. При этом уходит также и оставшаяся влага. Затем можно приступать к заправке. Нужно открыть вентиль, через который фреон должен поступать в систему. После заправки нужного веса хладагента вентиль перекрывается.
По окончании пережимается сервисный патрубок компрессора, убирается клапан Шредера, а отверстие тщательно запаивается. На этом процесс заправки холодильника фреоном можно считать завершённым.
Диагностируем проблему
Самый первый шаг – нахождение места протечки. Определить поможет визуальный осмотр
Выше уже говорилось об элементах, на которые стоит обратить повышенное внимание. Также подскажет наличие проблем коррозия, возникающая на трубках при выделении влаги
Если обычный осмотр не дал результатов, то можно прибегнуть к старому способу обработки мыльным раствором и подачи давления. Наносится на трубки, места соединений, а потом в систему подается азот. В местах разгерметизации появятся пузыри.
Также имеется специальный инструмент – течеискатель. Как правило, он рассчитан на конкретный состав хладагента, поэтому может не показать место протечки при не соответствии.
Причины потери хладагента
Словом, причина потери фреона – нарушение герметичности холодильного контура. Но причины такой ситуации могут быть самыми разными. Случайное механическое воздействие на компоненты контура хладагента или компрессор может вызвать эту неисправность.
Выход из строя компрессора практически неизбежно требует доливки фреона. Даже если хладагент остается в контуре, его все равно нужно будет заправить при замене неисправного элемента. Низкое качество капилляров, по которым протекает фреон, или их износ часто также вызывают разгерметизацию системы.
Если стыки отдельных элементов холодильного контура установлены неправильно, со временем они могут ослабнуть, теплоноситель вытечет через появившиеся трещины.
Если загрязнение капиллярных трубок произошло из-за замерзания попавшей в контур влаги, очистить их несложно. Но иногда такая засорение происходит из-за скопления загрязнений от частиц сгоревшего моторного масла. Фильтр-осушитель не улавливает эти вещества, они постепенно накапливаются внутри узких трубок и создают препятствие для свободной циркуляции хладагента.
При необходимости замены сломанного компрессора на новый необходимо будет открыть контур хладагента и после замены откачать новую порцию фреона
Хотя потери фреона в такой ситуации не наблюдается, холодильный контур необходимо будет открыть для нормализации работы системы.
После очистки капилляров необходимо будет восстановить герметичность, а затем ввести в систему новый хладагент для замены утерянного.
Перед началом работ по заправке определите причину утечки и устраните ее. Для этого необходимо осмотреть контур, чтобы понять, где именно это происходит.
Чтобы определить место утечки фреона с помощью мыльного раствора, необходимо осмотреть состояние стыков труб, а также места, где отмечаются следы масляного загрязнения
Если тест не прошел, можно использовать мыльный раствор. В этом случае в систему подается воздух под низким давлением.
Мыльный раствор наносится на поверхность труб, стыков и т.д. Это приведет к убыткам. Обработка всего контура таким образом непрактична и опасна.
Проще будет сначала проверить самые слабые и подозрительные участки: стыки, а также участки, где есть следы загрязнения техническими маслами.
Для точного определения места повреждения контура и протечек хладагента используется течеискатель – прибор, который реагирует на определенную марку фреона
Если мыльный раствор не работает, следует использовать детектор утечки или использовать опытного специалиста для определения места утечки хладагента. Это не универсальный инструмент, конкретное устройство обычно настраивается так, чтобы реагировать только на определенную марку хладагента.
Его можно использовать для обнаружения утечек не только до их устранения, но и после заполнения контура, чтобы гарантировать достаточное качество выполняемых операций.
Если вы этого не сделаете, вы можете потерять некоторые недостатки. Некачественный ремонт появится примерно через две недели, все работы придется переделывать.
Помимо устранения протечек, также не помешает проверить работу других элементов системы. Недостаточное количество фреона часто приводит к повышенному износу отдельных деталей. Если не устранить причины, вызывающие протечки, очень скоро придется заново начинать ремонт, прокачивать охлаждающую жидкость и так далее
Немного об истории хладагентов
Относительно современный хладагент (фреон) был изобретен в 1890 году, в 1920-х его начали активно внедрять в производство, оттесняя такие вещества, как диоксид серы, хлорметан и аммиак. Главная беда “старого поколения” – токсичность и пожароопасность.
Если сегодня у вас прохудится контур и начнётся утечка фреона – ничего по сути страшного не произойдёт. Холодильник только в ремонт отдать придётся
А вот в те далёкие времена можно было ещё и взорвать кухню по неосторожности
Кроме того, вредили они и окружающей среде, причём сильно. В 1970-х стало известно, что молекулы хлора, попав в окружающий мир, не торопятся разлагаться, а скапливаются в атмосфере и пожирают озоновый слой. Примерно в те же года установили, что холодильный аммиак не просто вредит окружающему миру, но и добавляет баллы в копилку «глобальное потепление» (вещество буквально накапливалось в атмосфере, не пропускало инфракрасные лучи и вызывало теплообмен).
В результате состав с хлором и бромом был запрещён. С тех самых пор создание и развитие хладагентов (которые используются не только в холодильниках, но и в легковых авто) вышло на новый уровень. Открывались все новые соединения, которые были чуть более безопасными, чем предыдущие, но нашей планете всё равно угрожали. Парниковые газы, токсичность – в общем, все прелести индустриализации.
Процесс замены опасных хладагентов на безопасные продолжается по сей день. Так, на 2021 год только 60% новых легковых машин европейского производства перешли на безопасные хладагенты, несмотря на соответствующие указы, резолюции и распоряжения ООН. Такая же примерно картина и на рынке холодильников.
Новые модели оснащаются безопасным для природы изобутаном, но старые (особенно нежно любимые Мински, Оки и Смоленски) продолжают работать на довольно вредных веществах. Да и знаете, возникает вопрос – а когда небезопасным признают изобутан? Когда выяснится, что из-за него накапливаются газы, разрушается озоновый слой или ещё что-то нехорошее происходит?
Как заправить кондиционер
Заправка производится в несколько этапов:
- до заправки из системы необходимо тщательно удалить весь воздух путем вакуумирования;
- требуется определиться с точным количеством фреона, который необходимо закачать. Точный расчет необходимого количества хладагента является гарантией бесперебойной работы системы кондиционирования. Все данные об объеме и виде фреона указываются на самом кондиционере;
- далее присоединятся баллон с хладагентом и начинается непосредственная заправка устройства, которая контролируется с помощью манометра.
Чтобы определить нужное количество фреона для заправки, есть несколько разных способов:
- заправка хладагента по массе. Баллон с фреоном взвешивается до заправки и его вес контролируется в процессе заправки. Вес баллона уменьшается на столько, сколько заправлено хладагента в кондиционер. Преимуществами такого способа является простота работы, высокая точность и скорость заправки;
- заправка по манометру. Для осуществления такой заправки необходимы точные справочные данные. Заправку производят мелкими порциями и постоянно сверяются с данными производителя. Такой способ требует высокого профессионализма мастера и достаточно много времени; Инструмент для заправки кондиционера
- заправка по термометру. При использовании этого способа применяют термометр, которым измеряют разницу температур. Этот способ является самым сложным, для его использования необходимы специальные знания и опыт. Значительно облегчить этот способ позволяет специальное высокоточное оборудование производства ведущих компаний, специализирующихся на данном профиле.
Каждый из данных способов имеет преимущества и некоторые недостатки, однако очевидно то, что заправку климатической техники должен проводить обученный специалист и тогда прибор послужит долго и надежно.