Холодильники «зил»: история бренда + модельный ряд

Различные модификации лимузина ЗИЛ-111

ЗИЛ-111 в его первоначальном виде выпускался вплоть до 1962 года. Начиная с этого года, на протяжении последующих четырех лет, выпускалась модификация ЗИЛ-111Г. Этот автомобиль был создан благодаря стремительно развивающемуся североамериканскому автопрому. В начале 1960-х годов в США вошли в моду машины с обилием хромированных деталей и массивными решетками воздухозаборников.

Обновленный ЗИЛ получил следующие изменения:

  • Новую форму ветрового стекла;
  • Задние фонари круглой формы;
  • Молдинги новой формы;
  • Более мощный и тяговитый двигатель.

На базе обновленного лимузина также выпускали кабриолеты. Они получили индекс ЗИЛ-111Д. Первый кабриолет был создан через полгода после дебюта обновленной модели. Эта машина через несколько месяцев была подарена Фиделю Кастро, который приезжал в Москву с дружеским визитом. Сам Никита Сергеевич Хрущев вручал ключи от автомобиля кубинскому лидеру.

Через некоторое время собрали еще несколько открытых ЗИЛ-111Д, четыре из них предназначались для торжественных военных парадов. Широкой публике данные автомобили удалось увидеть только в 1967 году, когда праздновали 50-летие революции. До этого в них просто не было нужды, так как в строю находились предыдущие модификации кабриолетов, которые использовались несколько раз в год и были в идеальном состоянии.

По официальным данным, за все время производства ЗИЛ-111 было собрано около 115 штук автомобилей. Сколько из них сохранилось в настоящее время – неизвестно. Очень редко они появляются в продаже, но цена может доходить до 100 000 долларов.

Виды двухкамерных холодильников

Несведущему человеку может показаться, что устройство бытового холодильника однотипно: двухкамерный или с единым пространством – неважно, но это заблуждение. Двухкамерные агрегаты различаются не только внешностью, функционалом, но и наличием важных узлов

Даже то, где будет морозилка – сверху или снизу, имеет значение.

По расположению камер

Стационарные холодильники бывают чаще всего с двумя камерами: холодильной и морозильной. Отсеки могут размещаться друг над другом или параллельно в вертикальной плоскости. Варианты размещения отделений:

  1. Морозилка занимает верхнюю часть. Обычно низкотемпературный отдел занимает малый объем по сравнению с холодильным.
  2. Нижнее расположение морозилки. Конструкция удобна тем, что продукты в том отделении, которое чаще используется, находятся на уровне глаз человека.
  3. «Французская дверь». Морозилка в основании, наверху двустворчатый холодильный отсек. Преимущества этого вида – большая вместимость и удобство использования.
  4. Премиальные модели Side-by-Side (бок о бок). Минусовое и плюсовое отделения располагаются рядом, в одном уровне. Такая габаритная техника, похожая на шкаф, очень выделяется на фоне стандартных рефрижераторов.

Двухсекционный холодильник «Французская дверь»

По типу оттаивания

Ручная разморозка применялась в устаревших агрегатах. Дверь в таких холодильниках одна, а небольшая морозильная камера встроена в основное пространство и открывается с помощью створки. Для избавления от наледи необходимо раз в месяц отключать рефрижератор и оставлять на несколько часов, постоянно убирая воду.

Капельная система, так называемая плачущая, работает в холодильниках с автоматическим оттаиванием. На задней стенке намерзает лед, а во время отдыха компрессора тает, вода стекает по желобу в отводящий канал. Морозилку размораживают ручным способом.

No Frost – «нет инея», такой вариант предполагает недопущение образования льда. Работающий вентилятор гоняет воздушную массу, влага не конденсируется, иней не образуется. Наиболее предпочтительны комбинированные модели: в холодильном отсеке – капли, ноу фрост – в морозилке.

Холодильник ноу фрост с двумя камерами

По числу компрессоров

Ранее бытовые рефрижераторы оснащались одним мотором, но технический прогресс привел к появлению двухкомпрессорных агрегатов, что влияет на мощность и энергопотребление холодильника.

Единственный компрессор может пускать хладагент по одному или по двум контурам охлаждения, в зависимости от наличия электромагнитного клапана. Если такой клапан есть, то можно остановить работу холодильной камеры или выбрать режимы для каждого из отделений.

В двухкомпрессорном холодильнике у каждого отдела свой мотор и охлаждающий контур. Такие модели освобождены от повышенных нагрузок в летний период, работа в оптимальном режиме снижает расход электричества.

Холодильник с двумя контурами охлаждения

Кабина ЗИЛ-164

Автомобиль оснащался цельнометаллической кабиной с утеплением крыши, задней стенки и передней панели. Для того периода данное решение было инновационным. Кабина вмещала трех человек и была укомплектована жидкостным отопителем, обогревателем ветровых стекол и вентиляцией. Кресла в салоне были пружинными. При этом водительское сиденье устанавливалось отдельно и настраивалось под рост оператора. От пыли кабину защищали новые уплотнители.

Заднее окно было глухим и закрывалось решеткой. Ветровое стекло делилось на две части. Левая половина была подъемной и крепилась в любом положении, правая – глухой. Дверные окна были подъемными, а двери – цельнометаллическими с навеской на передней стойке. Левая дверь имела замок, позволяющий запирать кабину снаружи. На приборной панели красовались пять круглых циферблатов, часть приборов в сравнении с ЗИС-150 была заменена на более современные.

Коробку передач ЗИЛ-164 унаследовал от ЗИС-150В. 3-ходовая 5-ступенчатая КП получила облегченное включение двух последних передач. Решение позволило снизить аварийность данных грузовиков, поскольку при движении под гору вращение карданного вала обычно превосходило безопасное, потому вал обрывался, повреждая трубки магистрали тормозного привода. Остановить автомобиль в подобной ситуации оказывалось невозможно. От аварий также спасал и ограничитель оборотов коленчатого вала.

Пожарный ЗИЛ-164

На последние модификации ЗИЛ-164 устанавливались ограничители лонжеронов, а пружины поперечины были усилены. Кронштейн крепления крыла стал жестче. На отдельные версии монтировался дополнительный топливный бак, существенно увеличивающий запас хода автомобиля.

Тормозная система седельного тягача, предназначенного для работы с прицепом, оборудовалась раздаточным краном для подключения тормозного механизма прицепа. Здесь же размещалась штепсельная розетка.

Модернизация ЗИЛ-164 осуществлялась постепенно, в результате чего была сохранена преемственность поколений.

АПК-1 на шасси ЗиЛ-164

Цена нового и б/у

Производство ЗИЛ-164 завершилось довольно давно, потому приобрести новый автомобиль не удастся. Предложений данного грузовика на рынке осталось очень мало. Стоимость автомобиля варьируется от 30000 до 50000 рублей в зависимости от состояния. При этом машина обычно предлагается на запчасти.

Аренда грузовика спросом не пользуется.

Вполне подходит современности

Для дефорсированной V-образной «восьмёрки» ЗИЛ-130 (позднее он носил индекс ЗИЛ-508) четыре тонны снаряжённой массы «Юности» – не нагрузка, ведь двигатель рассчитан на более тяжёлые грузовики и даже автопоезда. Вспомним хотя бы ЗИЛ-130В1 с полуприцепом ОДАЗ-885.

Перевожу селектор АКП в положение «Д», плавненько натягиваю акселератор и автобус весьма стремительно, но в то же время очень плавно набирает скорость.

Рама ЗИЛ-111, которая лежит в основе «Юности», имеет длинную базу, дополнительные надрамники образуют ещё и длинные свесы. Эти факторы требуют определённой специфики контроля за габаритами, в общем, не очень большого автобуса (габаритная длина 6,9 м).

В культовой машине всё должно быть изящно: кнопки, вешалки, зеркала…

Автобусные навыки вождения вспоминаются из-за посадки в переднем свесе и хвостатой задней части. Однако свойственная лимузинам, но не автобусам, удлинённая колёсная база напоминает о себе в поворотах, стремясь зарезать бортом траекторию. Недостаточный контроль при помощи малюсеньких круглых зеркал с лихвой компенсируется отличным обзором гигантской площади остекления радужного кузова. Тормоза работают вполне адекватно, а объёмный двигатель, хоть и скромный по мощностным показателям, и морально устаревшая двухступенчатая АКП успешно и неоднократно справились с группой уклонов, крутизной до 18% и горным серпантинам автополигона НИЦИАМТ.

Безупречно работал и ГУР, никак не выдавая своего присутствия: на высокой скорости рулевое колесо наливалось тяжестью следящего действия и обратной связью, а при медленных манёврах руль становится легче лёгкого.

Подвеска мягкая, иногда кажется даже слишком, но эта конструкция не для скоростной рулёжки, а для комфортной и быстрой, но не дёрганой езды. Вы станете утверждать, что такая езда невозможна? Спросите любого водителя ГОНа (ГОН – Гараж особого назначения, входит в структуру ФСО) – они вам всё объяснят.

Если разогнаться выше 80 км/ч, что происходит довольно быстро, курсовая устойчивость ухудшается – «Юность» первого поколения начинает «гулять», требуя корректирующих действий достаточно большой амплитуды. У более поздних модификаций микроавтобусов, ЗИЛ-118К, ЗИЛ-119 и ЗИЛ-3207, построенных на базе ЗИЛ-114, ЗИЛ-115, ЗИЛ-41047, этой проблемы нет, так как там в передней подвеске появились торсионы. Напомню, в основе ходовой части ЗИЛ-118 лежит легковой ЗИЛ-111. Но, осмысливая эти замечания, я пришёл к удивительному выводу. Предмет сегодняшнего теста, один из немногих автомобилей, который несмотря на возраст вполне пригоден и для сегодняшнего движения. Далеко не на каждом современнике «118-й» «Юности» я бы решился отработать смену в большом городе. А здесь это мне вполне по силам, только сменю джинсы на лёгкие шорты, а вместо рубашки с длинными рукавами одену «майку-алкашку». Увы, чёрт возьми, в таком наряде как-то неприлично водить представительские машины…

Что до расхода топлива, то о нём не принято думать за рулём подобного спецтранспорта, да и стоил низкооктановый бензин в то золотое время оттепели сущие копейки…

Холодильник ЗИЛ с замком

Старые модели холодильников образца 1951-57 годов снабжались ручками с запорным механизмом и замком. В более поздних моделях использовали обычные ручки. Дверь стала закрываться с помощью магнитного уплотнителя.

Реставрация советского холодильника ЗИЛ 1965 / ремонт и покраска.

Watch this video on YouTube

Видео: Бренды Советской эпохи. Холодильник «ЗИЛ»

Бренды Советской эпохи «Холодильник «ЗИЛ»

Watch this video on YouTube

Хотите разбираться лучше других?

  • Холодильное оборудование Pozis: обзор основных характеристик и моделей — Российская компания Pozis, занимается выпуском отечественной холодильной аппаратуры. Оборудование этого производителя особенно востребовано в медицинских учреждениях, но среди…
  • Модельный ряд холодильников Полюс с характеристиками — Холодильники отечественного производства не менее популярны, чем импортная техника. Это связано с тем, что такая аппаратура не менее надежна, но ее цена намного ниже. Не многие…
  • Холодильники Liebherr: модельный ряд — Liebherr — это известный немецкий бренд холодильников и морозильных камер. У него обширный ассортимент отдельностоящей и встраиваемой техники. Выбирая холодильник «Либхер»,…
  • Японские холодильники Sharp: обзор характеристик и популярных моделей — Холодильник выступает обязательным атрибутом кухни, и от его выбора зависит комфорт проживания и качество потребляемой пищи. В особенности это относится к жарким периодам. Один из…
  • Бытовые холодильники Candy: обзор популярных моделей и их функционирования — — один из распространенных брендов, производящих бытовую технику, в том числе – холодильное оборудование, которое отличается высокими показателями надежности при…

Хочешь мира — готовься к войне

После Второй мировой завод не оставил военную тему и проектировал необычные модели. Скажем, санитарки на базе больших городских автобусов. Опытные образцы таких машин создали не только на основе ЗИС-155, но даже ЗИЛ-158, стандартный вариант которого потом долго и в больших количествах делал Ликинский завод.


Прототип санитарного автомобиля на базе городского автобуса ЗИЛ-158

В 1952-м Завод имени Сталина взялся за большую военную амфибию ДАЗ-485, превратившуюся в ЗИС-485. Машина была создана В. А. Грачевым на основе узлов ЗИС-151 и БТР-152. Выпуск наладили на Днепропетровском автозаводе, который вскоре перепрофилировали, а производство перевели в Москву.


Амфибия ЗИС-485 конструкции В.А. Грачева

ЗИС-485 стал первым советским автомобилем с системой регулирования давления в шинах. В 1957-м, модернизируя амфибию, внешнюю линию подкачки заменили внутренней, изменили также мосты и шины. Такую версию под именем ЗИЛ-485А в декабре 1959-го передали для производства Брянскому авто и 270 км/ч

Но при всей загруженности завода спортивная тема на волне послевоенного подъема возродилась! Уже в 1951-м В. Родионов и художник В. Ростков (тот самый, что рисовал предвоенный ЗИС-Спорт) создали ЗИС-112. Длиннющий (база — 3760 мм) двухдверный автомобиль с одной фарой посредине (за что и получил прозвище «Циклоп») сделали по американским мотивам. Сначала на машине стоял серийный 140-сильный мотор. Заводской гонщик Б. Курбатов достиг на ЗИС-112 188 км/ч. Позднее неповоротливую машину по инициативе Курбатова укоротили, доведя базу до 3160 мм, поставили форсированный до 182 л.с. экспериментальный мотор ЗИС-112Э.


ЗИС-112 по прозвищу «Циклоп» в первозданном виде, 1951 г.

В течение полутора десятилетий в спортивной лаборатории завода понемногу строили гоночные автомобили. В 1956-м создали два ЗИЛ-112/2, кузова которых представляли собой трубчатый каркас с обшивкой из стеклоткани, пропитанной клеем. На машинах стоял форсированный рядный 8-цилиндровый 170-сильный мотор. Один из этих автомобилей имел оригинальный дизайн. А второй во многом повторял стилистику лимузина — прототипа «Москва» — предшественника ЗИЛ-111, поэтому выглядел эдаким гран-туризмо в американском стиле. Обе машины выставляли на первенстве СССР.


ЗИЛ-112/3 с передком в стиле прототипа «Москва»

Первый послевоенный «Циклоп» дожил, как минимум, до 1961 г. С уникальным кузовом начала 1950-х тогда безжалостно расстались, а на основе машины построили открытый вариант с условным названием ЗИЛ-112/6. Автомобиль с 200-сильным 7-литровым V8 выставляли на гонки в Каунасе вместе с ЗИЛ-112/4.


В 1961-м из «Циклопа» сделали ЗИЛ-112/6 (слева). Справа — ЗИЛ-112/4

А вершиной спортивных моделей московского завода стали два ЗИЛ-112С, тоже появившиеся в 1961-м. На машины, напоминающие внешне Ferrari, ставили 6- и 7-литровые моторы, а также двигатель от «Чайки» ГАЗ-13. Самый мощный вариант развивал 270 л.с. и позволял достичь астрономических для нашего автопрома 270 км/ч.


Самый совершенный спортивный автомобиль московского завода — ЗИЛ-112С

Коробка передач оставалась все той же — трехступенчатой от ЗИС-110, передняя подвеска — волговская. Зато зиловцы создали оригинальные передние дисковые тормоза, ведь советских в те годы просто не было

В 1967-м спорт лабораторию ЗИЛ закрыли, чтобы не отвлекать инженеров от куда более важного дела — разработки правительственных «членовозов»

Продолжение истории и первые серийные машины

В 1943 году, работа над грузовиком продолжилась, но уже под новым индексом – ЗиС-150. Причем теперь за эталон был взят International КР-11 – американский грузовик, поставляемый в Советский Союз по госпрограмме «ленд-лиза».

Часть узлов «американца» были просто скопированы и подогнаны под отечественную модель. В дальнейшем оказалось, что такой подход к делу привел к серьезным конструкторским ошибкам, выявленным уже во время эксплуатации серийных машин. В связи с этим автомобиль ЗиС-150 вскоре приобрел репутацию – «ужаса на колесах».

Дело в том, что разрабатываемый грузовик практически не тестировался. За все время, что машину готовили в производство, заводчане собрали только три опытных образца, и из тех лишь два прошли хоть какие-то проверки. Объяснить это можно тем, что параллельно с «полтораста» шла работа над ЗиС-110 (правительственным лимузином), разработка которого, по известным причинам, у заводчан была в приоритете.

Но, так или иначе, первая партия новых грузовиков покинула родной завод в конце октября 1947-го, а через полгода конвейер заработал уже в полную силу.

ЗИЛ-5301 «Бычок» (1994-2014)

После резкого перехода российской экономики в начале 1990-х годов на рыночные рельсы и связанного с этим тяжёлого кризиса, основная продукция ЗИЛа – среднетоннажные бензиновые грузовики – перестала пользоваться спросом. Поэтому на предприятии в начале 1992 года в срочном порядке запустили проект создания компактного развозного трёхтонного грузовика с максимальным использованием уже выпускаемых комплектующих от более тяжёлых грузовиков (в том числе, кабины типа 4331 и коробки передач типа 130).

ЗИЛ-5301 «Бычок» пошёл в серию в конце 1994 года. Наиболее подходящим дизелем для такой машины оказался дизель Минского моторного завода – четырехцилиндровый ММЗ-245 объемом 4,75 л, и мощностью 109 л.с. Данный мотор рассматривался как временный вариант, а стал в итоге основным (подтвердив известную шуточную поговорку: «Нет ничего более постоянного, чем временное»).

ЗИЛ-5301 оснащался автомобильной модификацией тракторного четырёхцилиндрового дизельного двигателя Д-245 (4750 см³). За полтора десятилетия данный дизель с турбонаддувом прошёл несколько модернизаций, благодаря которым его мощность возросла со 109 до 136 л. с., а экологический класс был поднят с Евро-0 до Евро-3 (предполагался и Евро-4). На «Бычки» устанавливали 5-ступенчатую синхронизированную коробку передач типа ЗИЛ-130, гидроусилитель рулевого управления и 3-местную кабину типа 4331. Оперение с укороченным капотом было удачным и оригинальным решением.

«Бычок» стал главной надеждой завода. Росло число модификаций, но огромного спроса на эти автомобили не было. Водители жаловались на неудачно подобранные передаточные числа трансмиссии, низкое качество изготовления, вибрации от двигателя. Со временем появился 136-сильный форсированный минский мотор, потом уже предлагались и импортные дизельные агрегаты, но это слабо помогало.

К 2000 году доля «Бычка» в общем выпуске завода имени Лихачёва достигла 56%, что составило 12,3 тыс. автомобилей. Стало можно говорить о том, что данное семейство всё-таки смогло обеспечить заводу необходимую загрузку мощностей. Во второй половине 2000-х, из-за ухудшения финансовых показателей предприятия и усиления конкуренции со стороны отечественных аналогов (ГАЗ-3310 «Валдай») и иностранных (прежде всего корейских и китайских) марок, количество «Бычков», продаваемых заводом, стало стремительно падать.

Что влияет на массу прибора

Сколько весит холодильник? На массу прибора влияет несколько параметров: год выпуска, производитель, используемые материалы, внутренние приспособления. С каждым годом производители совершенствуют свои технологии. Улучшаются технические характеристики приборов. При этом их габариты и масса уменьшаются, поэтому старые холодильники значительно тяжелее новых.

Сколько весит старый холодильник? В 1933 г. на ярмарке в Лейпциге был представлен первый холодильник, в котором в качестве хладагента использовался фреон. Такой принцип охлаждения применяется в современных моделях холодильников. Агрегат представлял собой цилиндрическую бочку на ножках с круглой дверью. Она имела массу 80 кг. При этом ее полезный объем не превышал 60 литров. По сегодняшним требованиям такой прибор не удовлетворяет потребностей даже одного человека. Правильный аппарат должен был иметь массу 160 килограммов. Современная модель от с похожими параметрами весит всего 17 кг.

Сколько весит холодильник? Холодильники, выпускавшиеся до 90-х, могли весить до 120 килограммов. Самая тяжелая часть агрегата — это компрессор. Некоторые модели имеют 2 компрессора. Они располагаются в нижней части холодильника.

Производство

К сожалению, пока компания не может похвастаться собственными инновационными разработками. Известные мировые бренды имеют большой опыт и в этой сфере трудятся не одно десятилетие. В их штате есть многочисленная команда инженеров, которая все силы бросает на поиск уникальных технологичных решений. Именно их впоследствии и внедряют в производство. Именно поэтому холодильники «Леран» (отзывы тому подтверждение) не имеют своей особой «изюминки». Они оснащаются стандартными технологиями и ограничены типичным функционалом. Покупатели, конечно же, от этого не в восторге. Однако в своих отзывах они называют две основных причины, почему стоит выбирать именно технику «Леран», – достойный дизайн и приемлемая стоимость.

Технические характеристики и устройство ЗиЛ-111

Изначально инженерами планировалось взять за основу шасси американских продуктов, а на них ставить кузов с обновленным дизайном. Реализовать задумку не получилось из-за габаритов двигателя, поэтому пришлось вносить свои изменения. Длинную силовую установку старого поколения заменили на V-образную, чтобы снизить нагрузку на передние колеса.

Технические характеристики:

  • Длина — 6 140 миллиметров;
  • Ширина — 2 040 миллиметров;
  • Высота — 1 640 миллиметров;
  • Клиренс — 180 миллиметров;
  • Объем силовой установки — 6 литров;
  • Мощность силового агрегата — 200 лошадиных сил;
  • Коробка — автоматическая;
  • Привод — задний;
  • Максимальная скорость — 170 км/ч;
  • Объем топливного бака — 120 литров.

Мотор

Новый двигатель ЗиЛ-111 стал короче на полтора метра из-за двухрядного расположения восьми цилиндров. Массу снизили за счет использования алюминия в производстве поршней и снижения количества шеек коленчатого вала с 8 до 4 (этого достигли благодаря помещению двух шатунов на одну шейку). Объем одного цилиндра составляет 5,969 литров. При 4 200 оборотах в минуту достигается мощность в 200 лошадиных сил, что на 60 больше, чем у 110-й модели.

Мощность повысили за счет увеличения сжатия и улучшению наполнения цилиндров горючим (выпускные трубы укоротили, а головки цилиндров оснастили верхними клапанами). Не последнюю роль в улучшении мощности сыграло использование карбюратора нового поколения К-85. Он состоял из четырех камер. Они начинали работать друг за другом в зависимости от скорости транспорта. Такое конструкционное решение снизило расход топлива при движении в городе и повысило максимальную скорость до 170 км/ч.

Особенностью автомобиля ЗиЛ-111 стала автоматическая коробка передач. Ее называли новой, но до этого ею оснастили маленькую серию 21-й Волги. После этого она также применялась на Чайке.

Габариты

Конструкторы при создании авто старались уменьшить высоту, но оставить клиренс прежним

Также немаловажной деталью стало помещение сидений для пассажиров внутри колесной базы. Уменьшение высоты улучшило устойчивость на дороге и аэродинамику на высоких скоростях

Задний диван увеличили в размерах.

Гидроусилитель

В конструкцию ЗиЛ-111 добавили ГУР. Это стало новинкой для отечественного легкового транспорта. Он упрощал вращение руля в четыре раза. Управлять машиной с таким дополнением стало проще. Также ГУР добавлял комфорт — при проезде по кочкам не чувствовались толчки в руле.

Тормозная система

Состояла из двух систем — ножной и ручной. Благодаря ним водитель мог осуществить торможение с минимальным тормозным путем даже на высокой скорости. Ножной механизм оказывал воздействие на все колеса. Он дополнялся гидравлическим приводом с усилителем, что снижало требуемое от шофера усилие при нажатии на педаль тормоза. За работу задних колодок отвечал один цилиндр, за работу передних — два цилиндра.

Холодильники «ЗИЛ» — взлеты и падения… Часть I

31 декабря 2010

https://www.holodilnik.info/i/misc/actions/Pic1-wesp.jpg
https://www.holodilnik.info/articles/zil_history/
2010-12-31 00:33:02

Прочитано: 17954 раз

Рейтинг статьи:    

Холодильники марки «ЗИЛ» сохраняли безусловное лидерство внутри страны от начала организации производства и до 80-х годов как самые вместительные, самые надежные, комфортные и престижные. На заводе не было ни рекламной, ни маркетинговой службы. Рекламу холодильникам обеспечивали покупатели. Слово «маркетинг» не существовало в словарном запасе работников. Оценку спроса и потребностей проводили технические специалисты с привлечением Минторга.

Начиная со второй модели, 30% холодильников из общего выпуска уходила на экспорт, 30% продавалась в Москве, остальное шло в Ленинград, Киев и — по разнарядкам — в другие города для местных руководителей. Элитный контингент покупателей определял высочайшие требования к продукции завода. Каждый холодильник проверяли на соответствие техническим условиям гораздо более жестко, чем требовал ГОСТ. Хорошие холодильники браковали при наличии на лицевой поверхности соринки, небольшой царапины или едва заметной неровности. На других заводах это не считали дефектами.

Рис.1 Главный конструктор холодильников «ЗИС» Камишкирцев Сергей Михайлович с коллективом, 1959 г.

 Столь же высокие требования предъявляли к комплектующим изделиям. Бывали случаи, когда браковали вагоны алюминиевых заготовок для испарителей с отклонениями по цвету поверхности. При отсутствии официального подтверждения инженерных служб о том, что пятна не влияют на прочность и гигиенические качества, вагон возвращали поставщику. Унификация размеров позволяла поставщику переадресовывать вагон с забракованными заготовками на другой завод холодильников. Столь жесткая позиция не могла вызывать любовь к москвичам, но поддерживалась руководителями страны и способствовала поддержанию высокого имиджа марки «ЗИЛ» как самого надежного холодильника в Советском Союзе.

Точкой отсчета в истории создания отечественного производства компрессионных бытовых холодильников на фреоне-12 можно считать Постановление Правительства от 07.9.49 г. с поручением Министерствам автомобильной и авиационной промышленности. Согласно этому Постановлению на заводе им. И.В.Сталина было создано головное КБ.

Специалисты завода впервые соприкоснулись с холодильным производством и не знали о его нюансах. Несмотря на это, освоение холодильников было осуществлено в кратчайшие сроки благодаря всеобщему энтузиазму и стремлению к созданию лучшей жизни после окончания войны. Конструкторы КБ за несколько месяцев подготовили чертежи холодильников объемом 165 л для ЗИЛа и 85-литровых — для Саратовского завода.

Первая модель «ЗИС-Москва» ДХ-2 объемом 165/12 л (165 л — общий объем и 12 л -низкотемпературное отделение, НТО) выпускалась с 1951 по 1960 годы. Прототипом послужил американский образец предвоенного производства. Один из первых холодильников «ЗИС-Москва» был у Л.И.Брежнева.

Рис.2 «ЗИС-Москва» ДХ-2.

В тяжелое послевоенное время советские люди не были готовы к покупкам холодильников. Небольшие количества продуктов при невысоких окружающих температурах рядовые граждане хранили в сеточках за окном. В азиатских республиках считали, что мясо лучше всего хранить «на ногах». Поэтому в начале 50-х у завода были серьезные проблемы со сбытом, породившие анекдоты.

Первый холодильник «ЗИС-Москва» обладал рядом несомненных достоинств: металлическая камера была не только прочной и долговечной, но и гигиеничной; испаритель из нержавеющей стали и стальной конденсатор гарантировали максимальную надежность и долговечность холодильного агрегата; сглаженные формы шкафа и двери были приятные для глаза и обеспечивали безопасность владельцев.

Однако отсутствие опыта и несовершенные технологии породили серьезные недостатки: в холодильной камере и НТО было невозможно поддерживать нормированную температуру, а производство «съедало» огромное количество металла и было чрезвычайно трудоемким. Температура в НТО «ЗИС-Москва», к слову, не опускалась ниже — 6ºС.

«ЗИЛ-63» КШ-260/26**

В семидесятые годы у покупателей появилась возможность приобрести более эффективные и удобные холодильники второго поколения конкурирующих марок «Минск» и «Ока», изготовленные с применением новых технологий. Спрос на продукцию начал падать, подтолкнув руководство завода к мысли о создании трехкамерного холодильника повышенной комфортности и объемом 400 л.

За разработку новой модели холодильника принялись советские специалисты с американскими коллегами, но уже на начальном этапе работ стало ясно, что отечественная промышленность не сможет в короткие сроки перестроиться на выпуск запланированной модели. В сложившейся ситуации руководство приняло решение приступить к производству переходной модели холодильников «ЗИЛ-63» КШ-260/26**. Производитель устранил большинство недостатков, что поспособствовало очередному росту спроса на продукцию завода. Московские покупатели создали очередь на пять лет вперед. Минимальные затраты на организацию производства окупились менее чем за три месяца. Несмотря на огромную прибыль предприятия, руководство завода не захотело вкладываться в модернизацию выпускаемой модели холодильника, аргументировав достаточным спросом на продукцию и отсутствием необходимости повышать себестоимость изделий. Производство модели «ЗИЛ-63» заняло рабочие мощности предприятия на 12 лет. Покупатели оценили в холодильнике «ЗИЛ-63» КШ-260/26 следующие преимущества:

  1. Регулируемая высота полок позволила ставить для охлаждения посуду различных габаритов. Упрощен процесс уборки в холодильнике.
  2. В комплекте появились специальные емкости для продуктов.
  3. Добавлена возможность изменения направления открывания двери и ограничитель открывания двери.
  4. На нижней стенке холодильника появились транспортировочные ролики.

В переходной модели остались некоторые недостатки из-за недостаточного финансирования проекта:

  1. Морально устаревший, но надежный и долговечный компрессор по-прежнему издавал слишком много шума.
  2. Теплоизоляция из стекловолокна занимала много места между стенками холодильника.
  3. Сохранились ручное оттаивание и большой вес.

Внешний вид холодильника обновили новая более длинная хромированная ручка двери и изменившая внешний вид эмблема товарного знака. Многие предложения по улучшению комфортности, предложенные во время производства холодильников «ЗИЛ-63», остались актуальны в наше время и используются в производстве современных холодильников.

Надежность и универсальность некоторых узлов холодильников «ЗИЛ» упрощали послегарантийное обслуживание. Мощность компрессоров рассчитывалась по максимальным нормам, из-за их часто использовали для изготовления самодельных охлаждающих агрегатов в корабельных камбузах и для понижения температуры в погребках.

Холодильник «ЗИЛ-63» превосходил зарубежные аналоги по надежности и долговечности, имел высокий спрос в жарких странах и неоднократно удостаивался различных наград.

История завода ЗИЛ завершается

ЗИЛ-5301 с импортным двигателем Cat 3054

Развал СССР завод встретил не в лучшем состоянии. План по массовому выпуску дизельного ЗИЛ-4331 реализовать так и не удалось.

  • 1 июня 1992 года вышло постановление РФ о приватизации завода, а 23 сентября зарегистрировано акционерное общество АМО ЗИЛ. Акции завода распределили следующим образом: 40% отводилось трудовому коллективу, 60% Фонду имущества Москвы.
  • С начала 90-х завод вел разработку малотоннажного грузовика, а в 1996 году развернулось его массовое производство. Трехтонный ЗИЛ-5301 фактически стал последним грузовиком Московского автозавода.
  • В 1996 году на заводе работало 54 тыс. человек и было выпущено всего 8885 автомобилей. Для сравнения еще в 1987 году ЗИЛ ежегодно выпускал 210 тыс. автомобилей при вдове большем штате работников.
  • В 1999 году задолженность АМО ЗИЛ увеличилась на 2740 млн. рублей и составила 7808 млн. руб. При этом в тот год завод заработал 3736 млн. руб.
  • Каждый последующий год характеризовался спадом производства. В 2004 году завод реализовал 13 тыс. машин, в 2005-ом 7 тыс., в 2008-ом 4600, а в 2010-ом только 1600.
  • В июле 2012 года на главном конвейере собран последний автомобиль. Им оказался ЗИЛ-432930.
  • С 1924 по 2012 год заводом ЗИЛ было выпущено 7858220 грузовых автомобилей, 37635 автобусов и 11456 легковых автомобилей.

История ЗИЛ завершилась в 2020 году, когда был снесен последний производственный корпус некогда великого завода.

Застой в развитии

Готовые ЗИЛ-130 на отгрузке

  • В сентябре 1962 года завод приступил к выпуску ЗИЛ-130. Машина получилась во многом удачной и для своего времени вполне современной. Сто тридцатый стал настоящим долгожителем, на ЗИЛе его выпускали вплоть до 1994 года! А по количеству выпущенных грузовиков он стал третьим в истории СССР.
  • При разработке и модернизации ЗИЛ-130 советские инженеры изучили конструкцию импортных грузовиков: International R-185, REO F22-R1, Dodge СЗ-ТА-8, Ford F750, Ford 600 и других.
  • Себестоимость ЗИЛ-130 в 1981 году составила 3126 руб., ЗИЛ-131 — 5349 руб, а ЗИЛ-133ГЯ — 11560 руб. Для сравнения зарплата рабочего в то же время составляла 190-210 руб.

КамАЗ-2Э5410

  • 16 ноября 1967 года выходит судьбоносное для ЗИЛ постановление Совмина и ЦК КПСС. Согласно ему заводу требовалось создать и испытать совершенно новый грузовик для Камского автомобильного завода. При выполнении этого задания было задействовано 1,5 тысячи человек, из них 430 конструкторов. Работа велась на протяжении 10 лет, а результатом ее стало создание целого семейства крупнотоннажных грузовых автомобилей КамАЗ. Самых современных в СССР на тот момент автомобилей такого класса. ЗИЛ передал очень перспективную машину другому заводу, фактически оставшись ни с чем.
  • В начале 70-х завод приступил к разработке перспективного грузовика ЗИЛ-169. Машина должна была получить дизельный мотор ЗИЛ-645 и заменить ЗИЛ-130. Но уже тогда темпы развития предприятия начали замедляться. ЗИЛ-169, получивший к тому времени индекс ЗИЛ-4331, удалось поставить на производство только в 1986 году, а дизель и того позже.
  • В сфере разработки машин повышенной проходимости ЗИЛ все еще остался ведущим предприятием в отрасли. В 1967 году СКБ создает уникальные поисково-эвакуационные автомобили. Тема получила развитие при создании спасательных комплексов «Синяя птица» в 1975 году.
  • В январе 1986 завод перешел на выпуск ЗИЛ-431410 (дальнейшая модернизация ЗИЛ-130). Под капотом новой машины находился ЗИЛ-508.10 — мотор с увеличенной степенью сжатия (7,1) и новой ГБЦ. Кроме того 431410 обзавелся новым гипоидным мостом и многоконтурной тормозной системой.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Наш Бастион
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: