Где прокладывать дорожки, и каких размеров они будут
Любая работа лучше всего получится, если сразу ее продумать составить проект. Конечно, для облагораживания приусадебного участка необязательно готовить полноценный пакет проектно-сметной документации с чертежами и сопутствующими приложениями но план продумать нужно.
Сначала нам нужно решить две задачи:
- где будут пролегать дорожки и находиться площадки;
- каких размеров они будут.
Рисуем план
Начнем с одной из легенд советского времени.
Такой же подход предлагается применить всем: обратите внимание, где вы чаще всего ходите и где паркуете автомашину.
Перед началом работ нарисуйте будущие дорожки на бумаге в произвольной форме, чтобы вам было все понятно.
К примеру, можно изобразить так, как на скриншоте ниже (использована простейшая программа для чертежей, но можно просто нарисовать карандашом или ручкой на бумаге).
Набросок плана дорожек
На рисунке черным обозначены строения и ограда участка, синим границы будущих дорожек.
Пример неправильно проложенных дорожек
Для того чтобы показать, как не надо прокладывать дорожки, приведём пример – правда, это не приусадебный участок а небольшой парк, но это не меняет сути вопроса. Вот спутниковый снимок этого места.
Спутниковый снимок парка
На первый взгляд все красиво, строгие геометрические формы дорожек прямо как в Версале
Весь подвох в следующем: обратите внимание на диагональные пути, они выделены зеленым
Диагональные дорожки
Это кратчайший путь для многих людей, зачем идти вдоль ограды парка по улицам если можно срезать наискосок (я сам так делаю идя на работу). Но пройдя половину пути мы упираемся в газон, и остается два варианта либо идти по кольцу либо по газону. В хорошую погоду большая половина пешеходов выбирает газон.
Неправильно сделанный участок дорожки в зеленой окружности
Почему бы было не проложить лишних десять метров плитки — непонятно. Не совершите такую же ошибку на своем участке.
На что еще нужно обратить внимание
Планируя обустройство дорожек, учтите и еще несколько деталей.
Кроме того, что вы подъезжаете в гараж или на место для парковки во дворе, к вам могут приезжать и грузовики которые привозят габаритные грузы. Это может быть мебель, топливо для котла в вашем доме, если нет центральной канализации то придется периодически вызывать ассенизационную машину. Продумайте про пути для них.
Желательно чтобы можно было без затруднения подъехать к одному из входов в дом, оголовку септика или выгребной ямы, а также к помещениям, где планируется складировать топливо.
К дому всегда подходят коммуникации — газопровод, вода, канализация силовой и телефонный кабеля. Хотя в принципе строить дорожки над ними не запрещается но асе таки желательно их обойти. Ведь в случае ремонта сетей придется разбирать разрушать дорожку. В крайнем случае, перелечитесь с трубой или кабелем так чтобы их участок под покрытием был минимальных размеров.
Также, устраивая основание для дорожки на большую глубину, вы можете встретиться с запретом на проведение земляных работ возле коммуникаций без согласования с соответствующими службами.
Не стоит также планировать дорожки возле деревьев с мощной, но неглубоко залегающей корневой системой (у нас это чаще всего тополя). Их корни могут сломать даже самую качественную заливку. Потом придется выбирать — дерево или дорожка. Причем, иногда удалить дерево сложно, на это нужно получить разрешение природоохранных служб, а это лишняя волокита.
Обратите внимание на асфальт: там, где дорога под сенью таких деревьев она может быть в выбоинах, хотя остальные участки идеальны
Бетон vs асфальт
В обиходе мы употребляем слова «бетонка» и асфальтовая дорога, подразумевая зачастую одно и то же. На самом деле верхние дорожные покрытия могут быть как из прочного бетона (в котором основным вяжущим компонентом является цемент), так и из асфальта (в его составе – битум).
На Западе автодороги, в основном, бетонные. В Америке таковых более 60 %, в Западной Европе – около 40 %. После укладки бетонную дорогу можно спокойно эксплуатировать лет 10 без дополнительного обслуживания. Да и после не должно возникать особых проблем. Средний срок жизни качественной бетонной дороги – полвека.
В России, как все знают, дороги, в основном, асфальтовые. Бетон (тощий, у него для этого подходящие характеристики) в дорожном строительстве используется в качестве нижнего слоя.
Асфальт в промышленных масштабах дешевле бетона более чем на 50 %. Зато уже спустя 3–5 лет после укладки требует ремонта. И то сроки справедливы, если изначально состав был залит по всем правилам. Ремонт «по-хорошему» предполагается не ямочный, а хотя бы большими квадратами, когда весь верхний слой асфальта снимается и на его место укладывается новый. К сожалению, в реальности все происходит несколько иначе.
Ямочный ремонт, как он есть
Но это все о дорогах общего пользования. На них мы повлиять вряд ли можем. Только ездить и удивляться. А вот у себя во дворе частного дома можно уложить то, что душа пожелает. Но насколько это возможно в реальности?
Важное отличие. Асфальт без катка не уложить
Нужна бригада со спецтехникой. А вот бетонную площадку залить на участке вполне можно одному человеку.
Если вы имеете возможность нанять бригаду рабочих, но сомневаетесь, какое покрытие лучше, то стоит подробно рассмотреть преимущества и недостатки каждого, особенности их укладки и эксплуатации.
Цена вопроса
По стоимости, как отмечают эксперты, цена асфальтовой и бетонной дороги различается незначительно. Зато бетон дает ощутимую экономию — почти вдвое — уже по завершению строительства, в процессе жизненного цикла дорогии при ее обслуживании. Для сравнения, на обслуживание асфальтобетонной федеральной трассы первой категории необходимо около 4 млн рублей в год (без учета ремонта, только на содержание). На ее аналог из бетона хватит и двух миллионов рублей.
Необходимо отметить, что цена на битумные материалы зависит от сезона и в пиковые периоды может изменятся почти вдвое. Стоимость бетона скорее всего не будет испытывать сезонных колебаний. Цемент проще закупать впрок и держать на складе. Правда, для дорожного строительства необходим специальный цемент: его сейчас почти не выпускают по причине отсутствия спроса.
Понятно, что и совсем отказываться от асфальта тоже нельзя, так как это поставит под серьезный удар производителей асфальтов и битумов.
Инновации в строительстве автомобильных дорог
Технологии не стоят на месте, специалисты активно ищут замену классическому покрытию. И их разработки действительно впечатляют!
Самоисцеляющийся асфальт
Разработка ученых из Нидерландов. На этапе укладки асфальт насыщают токопроводящими волокнами. Если начинает образовываться трещина, через волокна пропускается электрический ток в непосредственной близости от дефекта. Ток генерирует внутреннее тепло, расплавляя битум – он склеивает обе поверхности трещины. Похожее покрытие разработали и швейцарцы, только в состав асфальта включили мелкие частицы железа и подвергли их воздействию переменного магнитного поля.
Дороги с отведением грунтовых вод
Ученые предлагают использовать проницаемые мостовые материалы для уменьшения ливневых стоков. Также такое свойство не позволит образовываться льду на асфальте. Покрытие спроектировано с пустотами, через которые влага проникает к основанию и выводится через траншею в линию сточных вод.
Дороги с функцией «антизаморозка»
В Японии, где часто наблюдаются снегопады, стали использовать технологию «снежных» труб. В структуру дорожного полотна встраиваются коммуникации, по которым идет горячая вода. Температуры трубы достаточно, чтобы растопить снег. Особо загруженные и важные трассы дополнительно подогревают циркулирующей горячей водой. Другой пример – Solar Roadways, дорожные панели с нагревательными элементами и светодиодами. Вся площадь покрытия превращается в единый нагреватель, под действием постоянного тока 48 вольт асфальт просто не дает скапливаться снегу и влаге. Правда, и цена удовольствия в 2,5 раза выше обычного асфальтобетона.
Дорога для электромобилей
Нет, это не персональное шоссе для электрокаров, это трасса, которая способна подзаряжать аккумулятор транспортного средства. В покрытие встроен специальный рельс, передающий автомобилю электричество во время движения. Такую дорогу построили в Швеции, электричество подается только, когда над рельсом проезжает машина.
Дороги из пластика
Разработчики из Голландии уверяют, что такие дороги будут более дешевыми, экологичными и прослужат не менее 80 лет. Проект известен под названием PlasticRoad. Испытания нового покрытия уже ведутся, но пока компания не раскрывает «волшебную формулу». Плиты будут производить из переработанных пластиковых отходов. Укладка таких дорог занимает в 2-3 раза меньше времени, чем асфальтовых. Разработчики заверили, что пластик выдержит температуру до +80 градусов и не накапливает тепло. Для прокладывания коммуникаций будут предусмотрены специальные полости.
Разработчики из Нидерландов создали специальную краску для разметки дорог. С наступлением темноты она начинает светиться. Также в состав включен компонент, который реагирует на снижение температуры: как только она снижается до 0 градусов (дорога становится скользкой), на разметке появляются снежинки, предупреждающие водителей об опасности. Состав уже протестировали, сделав разметку на одном из шоссе возле границы с Бельгией.
Использование инноваций экономически оправдано: такие дороги более безопасны и долговечны, вот только приживутся ли такие технологии в России – покажет время.
Уход за бетоном
Для того чтобы дорожка получилась прочной и долговечной, нужно не только использовать качественный материал и не отходить от правильной технологии, нужно также дать бетону правильно затвердеть. Уход за бетоном заключается в выполнении обязательных операций и соблюдении некоторых требований.
Перечислим их:
- Стараемся не проводить работы в зимнее время. Если такая необходимость все-таки возникла, то добавляем в смесь противоморозные добавки, прогреваем материалы и затворяем горячей водой. Затем утепляем отформованные дорожки, а при возможности устраиваем их обогрев.
- После укладки смеси и ее первоначального схватывания, обеспечиваем постоянное увлажнение поверхности в течение нескольких недель. Можно просто проливать водой, распыляя ее, чтобы крупные капли не повредили поверхность. Еще лучше засыпать влажными опилками или песком и поливать водой его.
- Чтобы избежать потери влаги через испарение, укрываем дорожки пленкой.
- Нужно защитить бетон от атмосферных осадков и солнца. Впрочем, опилки и песок, или темная, не пропускающая ультрафиолет пленка, справляются с этой функцией.
Пользоваться дорожками можно после того, как бетон достигнет необходимой прочности — 18-20 дней. Полностью нагружать покрытие (парковать автомобиль) желательно после достижения марочной прочности, т. е. через четыре недели.
Определяемся с уклонами
Лужи на дорожках образуются от того, что не соблюдены уклоны
Теперь мы уже знаем, как будут выглядеть наши дорожки. Но перед тем, как начать работу, нужно решить еще один вопрос: как будем отводить воду, лужи на дорожках нам не нужны.
Для этого следует придать их поверхности уклоны. Для отвода воды достаточно, чтобы они составляли не менее 2 промилле, то есть перепад на метре длины должен быть не менее 2 мм.
При этом руководствуемся следующими правилами:
Воду отводим на нижерасположенные участки территории, причем желательно, чтобы она там тоже не скапливалась.
Если есть ливневая канализация, то сброс предусматриваем в ее лотки и ендовы.
Не предусматриваем отвод в сторону зданий, особенно если стены примыкают к дорожкам.
Наиболее важно предусмотреть уклоны поперек дорожек, но не будет лишним и продольный перепад высот.
Обычно уклон предусматривается в одну сторону, но для больших площадок можно предусмотреть отвод в две стороны относительно оси. Правда при таком подходе придется брать больше отметок и ставить дополнительные маяки.
Уклоны тоже можно пометить на нашей схеме, причем нет необходимости чертить разрезы или указывать отметки, просто пометьте стрелками как на рисунке ниже.
Определили направление уклонов
С бордюрами или без
Дорожка, залитая без бордюра
Вариант с бордюром
Если дорожки из плитки, их обязательно устраивают с бордюрами (или очень редко поребриками). Они препятствуют горизонтальному перемещению элементов, то пути из монолитного бетона могут быть и без них. Тем более что отказ от бортовых камней удешевляет стройку.
Но можно (даже не пишем «желательно» — из-за цены) смонтировать и бордюр — это даст некоторые преимущества:
- Края бетона будут меньше обламываться.
- Залитые на замки бордюры защитят плиту покрытия от подмыва и проседания в большинстве случаев.
- Если заливка бетонных дорожек будет проведена с помощью форм, то она будет конструктивно похожа на плиточную, борт будет играть туже же роль.
В интернете широко распространена информация, что по ГОСТ 52289-2004 закреплено различие между бордюром и поребриком в том, что верх второго выступает над поверхностью с двух сторон, а у первого нет. Однако она ложная, в этом документе поребрик не упоминается вообще — в отличие от бордюра.
Впрочем, в старой литературе при описании дорожных работ такую разницу уловить можно, так что можно использовать термин «поребрик» в таком понимании.
Обсуждали, но к единому мнению не пришли
Надо сказать, что вопрос выбора бетонных дорожных одежд в РФ, обсуждался неоднократно. Причем даже на самом высоком уровне. Например, в текущем году, в соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева, по итогам XIII Сочинского инвестиционного форума был проработан вопрос возможности увеличения строительства цементобетонных дорог.
После этого профильными организациями были проведены консультации с органами государственной власти и организациями, заинтересованными в строительстве автомобильных дорог с цементобетонными покрытиями. Участники обсуждений были едины во мнении: вопрос строительства дорог с цементобетонными слоями нельзя затягивать, так как уже давно назрела необходимость предъявления повышенных требований к прочности и долговечности дорожных покрытий — в связи с увеличением интенсивности движения на автомагистралях и ростом количества тяжелых автомобилей в транспортном потоке.
Компании, занимающиеся укладкой асфальта, также признают преимущества бетонных дорог. К примеру специалисты дорожно-строительной компании «Асфальт-Качество» выделили следующие характеристики:
— У таких дорог более высокая конструктивная прочность, которая позволяет обеспечить пропуск большегрузных транспортных средств без сезонных ограничений.
— Более длительный межремонтный срок.
— Более высокий коэффициент сцепления колес автомобилей с покрытием, практически не изменяющийся при увлажнении покрытия.
— Светлый цвет покрытия, повышающий безопасность движения в темное время суток.
— Сравнительно бОльшая продолжительность строительного сезона, обусловленная отсутствием слоев с применением органических вяжущих.
На основании этих данных уже были проработаны вопросы возможности строительства цементобетонных дорог в Самарской, Калужской, Воронежской, Ульяновской и Рязанской областях, а также в Республиках Татарстан и Мордовия.
Несколькими годами ранее, в рамках исполнения Протокола Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева по итогам совещания в г. Владимире по вопросу инновационного развития промышленности строительных материалов от 14 июня 2016 года, были проведены рабочие встречи в органах исполнительной власти. В ходе этих встреч был предложен алгоритм, согласно которому для развития строительства цементобетонных дорог необходимо в первую очередь внести изменения в методику определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004 в части определения жизненного цикла при проектировании и строительстве автомобильных дорог.
Далее, необходимо подготовить обоснования строительства цементобетонных автомобильных дорог с учетом жизненного цикла в привязке к Методическим рекомендациям по технико-экономическому сравнению — ОДМ 218.2.028-2012. И проработать механизм внедрения применения Методических рекомендаций по технико-экономическому сравнению при разработке конструкций дорожных одежд в проектной документации строительства и реконструкции автомобильных дорог. Данный алгоритм, позволит заказчикам строительства автомобильных дорог учитывать жизненный цикл (определять экономическую эффективность строительства цементобетонных дорог) при проектировании и строительстве автомобильных дорог. А Главгосэкспертизе поможет принимать соответствующие обоснования при проведении оценки проектных решений.
Проработка и внедрение указанных решений позволит значительно повысить объемы строительства цементобетонных дорог. Кроме того — модернизировать существующие федеральные и территориальные трассы. Вместе с тем будет решена задача по приведению их технического уровня (и прежде всего эксплуатационной стойкости) в соответствие с параметрами автомобильного парка страны и интенсивностью дорожного движения.
Мы не говорим здесь о дорожной сети местного, локального значения. Если будет принято решение о строительстве муниципальных дорог на цементобетонной основе, это позволит обеспечить качественными (надежными и безопасными) дорогами большинство муниципальных образований Российской Федерации. Расшивка основных грузопотоков на местном уровне позволит создать синергетический экономический эффект, который отразится на деятельности многих промышленных и сельскохозяйственных предприятий.
Если говорить о международном уровне, то одним из проектов, в котором может быть использован метод строительства цементобетонных дорог, может стать Международный транспортный коридор «Европа — Западный Китай» (Великий Шелковый путь).
Уход и профилактика бетонного покрытия
Чтобы труды не прошли впустую, по технологии бетонную дорогу можно открывать для движения только после полного набора бетоном прочности, то есть через 28 дней.
Для предотвращения разрушения полотна его защищают полимерными пропитками, которые образуют на поверхности водонепроницаемую пленку. Правда, такие снижают шероховатость дороги и ее сцепление с колесами. Это отрицательное качество для скоростных магистралей, поэтому в большинстве случаев полотно оставляют как есть. Если подготовка грунта и технология укладки были соблюдены, швы нарезаны правильно, по целостности плит ничто не угрожает долгое время.
Еще один способ профилактики и ремонта бетонных дорог укладка слоя износа. На бетон наносят асфальт, который обеспечивает сцепление колес с покрытием, и продлевает срок службы самой магистрали в несколько раз. Кроме того, ремонт асфальтобетонного покрытия гораздо дешевле.
При появлении трещин необходимо принимать меры по их устранению. Для заделки небольших нарушений используют специальные шпатлевки, для ремонта более глубоких повреждений – раствор бетона. Во всех случаях трещину расчищают и увлажняют перед введением заполнителя.
При возникновении разлома придется снимать весь участок полотна. Причиной таких деформаций является недостаточное уплотнение грунтового основания или насыпи.
Отличие асфальта и бетона
Недолговечность асфальта перед бетоном обусловлена следующими особенностями:
- Асфальт производится на основе песка, щебня и минеральных добавок, а в качестве связующего компонента используются битумные полимеры.
- Изготовление бетона подразумевает использование песчано-гравийной смеси, которая состоит из цемента и присадок.
Основное отличие двух покрытий — тип вяжущих элементов в составе. В отличие от цементной смеси битумное сырье не обеспечивает монолитного соединения и может проседать под воздействием больших нагрузок или просадки почвы. Бетон лишен таких недостатков.
Что выбрать
Определить абсолютно четко, какое покрытие лучше, не так просто. Многое зависит от таких факторов, как:
- Основным наполнителем в асфальте является песок, а в бетоне щебень крупных фракций. Из этого следует, что бетонное покрытие отличается прочностью, но уступает асфальту в эстетике.
- Срок выполнения работ по обустройству порядка 300 м² асфальтированного покрытия составляет около 2 дней, с которым справляется бригада из 4 человек; а бетонного: 3-4 дня для производства заливки и 28 дней до момента полного схватывания (все можно сделать самостоятельно).
- Асфальт более гладкий.
- Период безремонтной эксплуатации бетона составляет 10-12 лет, а асфальтированного только 5-7 лет.
- Следует отдать предпочтение бетонному покрытию, если предполагаемые работы планируются в холодное время года.
- С точки зрения экономики: изначально бетонное покрытие в денежном эквиваленте обходится процентов на 70-80 дороже, чем асфальтированное. Это факт. Но, не следует забывать о том, что асфальт недолговечен и уже через небольшой промежуток времени начинаются его постоянные ремонты. Таким образом, спустя 7-8 лет (если сравнивать два вида покрытия), получается, что затраты на приобретение и содержания каждого из них (то есть, все в комплексе), практически, сравняются.
- По асфальту могут передвигаться люди и легковой транспорт; бетонное покрытие выдерживает все, включая грузовой транспорт и тяжелые механизмы. Поэтому, если предполагается минимальное движение (то есть, средняя нагрузка на покрытие), то нет смысла переплачивать и укладывать бетон.
- Асфальт может быть поврежден даже вследствие незначительного механического воздействия. Но, ремонтные работы можно производить исключительно в теплую (причем, не дождливую) погоду.
https://youtube.com/watch?v=pj_NogvU70o
Как рельеф местности влияет на строительство?
Для бетонной автомобильной дороги используют самые разные технологии. Если бетонированная трасса строится в горной местности, то она повторяет рельеф. Когда строят автомагистрали, рельеф выравнивают, засыпая многочисленные впадины, срезая мешающие холмы. Довольно часто сооружают мосты и проводят тоннели. Чтобы машины могли двигаться на нормальной скорости, при строительстве избегают крутых поворотов и спусков во избежание аварийных ситуаций.
Укладка бетонной дороги состоит из ряда этапов:
Подготовка грунтового слоя. Прежде всего, грунт должен иметь плотную структуру. В случае если грунтовый слой будет недостаточной плотности, бетонированная часть разрушится. Грунтовое покрытие следует укатать, при этом постепенно подсыпая его, чтобы укатка была послойной. Грунт следует использовать во влажном состоянии. Если недостаточная влажность, используют воду. Если уровень влажности выше нормы, грунтовое основание следует подсушить, применяя рыхление, добавляя песок либо шлак.
Отвод воды. Подобную работу выполняют как в городских районах, так и сельских. Отвод осадков помогает повысить эксплуатационные сроки и обезопасить езду. Вода несет опасность на дороге для движущегося транспорта. Из-за брызг воды ухудшается обзор водителя, при понижении температуры на покрытии появляется лед. Чтобы этого избежать, дорожное полотно наклоняют, возможен вариант использования дренажных слоев. Возможные места скопления воды выравнивают с помощью грунта. За пределами города вода скапливается в кюветах (шириной от одного до двух с половиной метров), которые отводят воду в канавы, водоемы, русла реки. В населенных местностях вода уходит в городскую канализацию. Устройства, проводящие воду, постоянно очищают, чтобы они не теряли своей пропускной способности. Если вода просочилась в грунтовые шары, это несет прямую опасность для дорог, потому что дорожное покрытие может в итоге разрушиться.
Подстилочный слой. Подразумевает сооружение песчаной подушки, толщина которой колеблется от двадцати до сорока сантиметров. Она препятствует выходу наверх влаги, а также улучшает дренаж. Подстилочный слой предотвращает появление впадин и трещин. Если в местности преобладают глиняный, торфяной грунты, которые накапливают воду, то их срезают, добавляя крупные камни и гравий. То есть, все зависит от грунтового типа и климатической зоны, на которой проводятся работы
Немаловажной является подкладка из геотекстиля между слоями. Материалы из камня нужно укрепить вяжущими веществами
Сюда относят цемент, шлак вперемешку с негашеной известью, золу. Слои тщательно укатываются, для того, чтобы нижние пласты были плотные.
Сбор опалубки. Ее делают из пиломатериалов с учетом высоты заливки (приблизительно 100 – 150 миллиметров). Когда выбирают высоту, учитывают тот факт, что на краях необходимы ребра, которые повышают прочность. Доски должны быть толщиной не меньше, чем пятьдесят миллиметров. Покрывают их специальным раствором, который потом облегчит отсоединение от бетона. В случае применения тяжелых уплотняющих машин, делают опалубку из стали, которая не деформируется и будет служить дольше. В своем основании она имеет подошву, которая повышает уровень устойчивости.
Опалубочные секции устанавливают в линию и хорошо закрепляют, чтобы те не развалились, когда бетон будут вибрировать тяжелые укладочные машины.
Бетонирование
Если вы решили положить бетон вместо асфальта, то устройство площадки происходит по схожему алгоритму. Для начала необходимо подготовить котлован, затем засыпать песчано — гравийную подушку. Отличие состоит в том, что для заливки бетона необходимо установить опалубку, внутрь которой помещается сетка армирования. Обычно используется уже готовая сварная армирующая сетка.
На заметку! Для того, чтобы бетонное покрытие прослужило достаточно долго, толщина заливки должна быть не менее 10 см.
Все работы по устройству бетонного проезда можно выполнить самостоятельно, без привлечения строительной техники. При этом, сама площадка потребует большего времени, так как перед тем, как начать эксплуатировать поверхность, бетон должен набрать прочность.
Полное схватывание происходит через 4 недели. Ходить по бетону можно уже спустя пару дней. Абсолютным преимуществом бетона является его большая прочность.
К недостаткам такого устройства можно отнести то, что необработанный бетон пылит. Этого можно избежать, покрывая поверхность грунтовками или праймером, но на уличных покрытиях этим редко кто пользуется.
Кроме того, бетонное покрытие плохо переносит циклы заморозки — оттаивания. Если технология заливки не соблюдена, то вода, попадая в трещины скоро разрушит целостность покрытия. Оно начнет отслаиваться и разрушаться.
На заметку! В любой заливке длиной более 8 м2 необходимо устаивать деформационные швы. Данная мера является обязательной, снижает влияние усадочных воздействий и негативные влияния повышенных вертикальных эксплуатационных нагрузок .
Плюсы и минусы дорог из бетона
Одним из главным плюсов выполненных из бетона автодорог является их прочность и долговечность. Если асфальтобетонные дороги служат всего порядка 10 лет при условии ежегодного ремонта, бетонные выдерживают 40–50 лет эксплуатации. Но это не единственное преимущество бетонного дорожного покрытия; есть и другие:
- не требуется частый ремонт;
- экстремальные погодные условия (проливные дожди, морозы, жара, перепады температур) не оказывают негативного воздействия;
- покрытие не размягчается от жары;
- дорога выдерживает высокие нагрузки, а значит, грузопоток может быть выше (если в России грузовик может перевозить 11 тонн, в странах Евросоюза аналогичный грузовик может везти до 38 тонн, то есть, на грузоперевозках по бетонным дорогам экономится топливо);
- транспорт расходует при движении по бетонной дороге меньше топлива (экономия может достигать 20%), это происходит из-за того, что бетонная дорога от нагрузок не деформируется;
- экономия топлива благоприятно сказывается на экологии;
- отсутствие нефтепродуктов в составе бетона, а значит, экономия невосполняемых природных ресурсов.
Есть ли у них недостатки? Да, есть:
- Основной недостаток — это высокая стоимость таких дорог. Поэтому экономия материалов здесь очень актуальна. Однако сейчас, с развитием цементной промышленности и новых технологий, стоимость бетонных дорог в России становится более приемлемой. Кроме того, в перспективе бетонные дороги, благодаря своей долговечности, более экономичны.
- Длительный процесс строительства таких дорог. Бетону требуется, как минимум, неделя на отвердевание, в отличие от асфальта, которым можно пользоваться уже через 8 часов.
- Жесткость покрытия, из-за чего оно может трескаться под влиянием нагрузок. Чтобы этого избежать, нарезают деформационные швы.
- Сложный ремонт. Однако он бывает нужен не так уж часто, если покрытие изначально выполнено качественно и с соблюдением всех норм.
Бетонирование площадки и дорожек
Сама по себе заливка бетона является довольно простым, но трудоемким и очень ответственным процессом. От ее четкого выполнения зависит внешний вид всей бетонной конструкции и общее качество. Выполнение работ должно производиться при температуре наружного воздуха от 5°С до 25°С.
Для того, чтобы забетонировать двор, можно заказать доставку уже готового бетона, чем значительно уменьшить количество выполняемых работ. Или, с целью экономии, осуществить приготовление бетонной смеси самостоятельно.
Если же размеры площадки не очень велики, то смесь вполне можно приготовить самостоятельно. Для этого вам понадобится:
- миксер-бетономешалка;
- совковая лопата;
- ведра и тачка для перемещения песка, щебня и готовой бетонной смеси.
Процесс бетонирования.
Планировка и разметка
Работу предстоит начинать с самого первого пункта, а именно разметки. Для начала перед любой работой нужно «набросать» план и начертить примерное расположение в будущем. В принципе можно предусмотреть укладку абсолютно любой площадки по размерам и форме.
Читать по теме: Выбор качественного семейного автомобиля
Принято считать, что оптимальным размером для обычной, используемой повседневно дорожки, габариты не должны превышать 90 см, и не быть менее 75 см. Такие размеры позволяют с комфортом пройтись одновременно двум человекам, а в том случае, когда ширины будет недостаточно, придется заступать на газон, цветник и тому подобное.
Разметка происходит по обычной схеме, то есть берется веревка, шнур, канат, в общем, не важно, главное, чтобы длина была подходящей. На заранее вбитые в нужных местах колышки натягивается этот шнур, по которому в дальнейшем будет готовиться основа
Преимущества и недостатки асфальтированного покрытия
К несомненным плюсам обустройства покрытия из асфальта можно отнести:
- Затраты на приобретение всех необходимых материалов относительно невелики (например, по сравнению с бетоном и тротуарной плиткой).
- Сроки выполнения работ по укладке асфальта не являются слишком долгими.
- Асфальт отличается прочностью (не проседает и не деформируется), поэтому прекрасно подходит для обустройства садовых дорожек или парковочного места для автомобиля.
- Материал покрытия, практически, не подвержен коррозии.
- Качественно уложенный асфальт не имеет каких-либо трещин и зазоров: поэтому трава сквозь него не прорастает.
К недостаткам асфальтирования (которых значительно больше, чем достоинств) относят:
Вряд ли вы справитесь с укладкой асфальтированного покрытия своими силами. Скорей всего придется прибегнуть к помощи специальной бригады работников, имеющей в своем арсенале тяжелую технику для производства работ.
- Асфальт, практически, не пригоден к ремонту. То есть, в случае появления на его поверхности выбоин и трещин залатать их так, чтобы это было незаметно и без ущерба качеству всего покрытия вряд ли удастся. Скорей всего придется его срывать со всей площади и производить укладку нового асфальта.
- С эстетической точки зрения только что уложенное покрытие имеет глубокий черный цвет, но с течением времени он меняется на серый, менее эстетичный.
- Эксплуатационный срок асфальта недолгий – не более 7-8 лет. По истечении этого срока покрытие начинает трескаться и теряет все вышеописанные достоинства. Кстати, асфальт особенно подвержен образованию трещин в холодное время года.
Важно! Продолжительность эксплуатации во многом зависит от правильности замешивания компонентов асфальта
- Цена укладки порой превышает стоимость самого используемого материала, его доставку и разгрузку. Также не стоит забывать о почасовой оплате работника, осуществляющего уплотнение покрытия катком. А это тоже траты, причем, приличные.
- В состав асфальта входит такая составляющая, как битум. Во-первых, он имеет очень специфический запах и может доставить много дискомфорта чувствительным людям. Во-вторых, под действием высоких температур битум значительно размягчается (что приводит к деформации поверхности даже при незначительном механическом воздействии) и начинает выделять вещества канцерогенного характера.
- Асфальтированное покрытие не пропускает воду, и после дождя на нем долго сохраняются лужи.
Формирование опалубки
Последующим этапом будем заниматься формированием опалубки. Зачастую используют обычную доску, дешево и не требует специальных приспособлений, к тому же впоследствии можно приспособить материал для садовых нужд.
Для устройства опалубки, нарезается фанера либо берется готовая доска шириной 150 мм. К прибитым колышкам, доски прикручиваются шурупами либо обычной проволокой. Особой тяжести на конструкцию не будет.
Кстати, есть нюанс по заливке дорожек, он касается того, что нельзя заливать целиком весь участок. Потому что предусмотреть так называемые температурные швы, для расширения бетона. Поэтому оптимальный вариант – это когда сборка опалубки выполняется, для каждого отдельного участка по отдельности. Плюс заметная экономия материалов. В среднем заливать рекомендуют участки не более 2,5 метров.
Читать по теме: Экопарковка стоянка своими руками
Что учитывать при строительстве?
В зависимости от рельефа местности, где строится бетонная дорога, применяется соответствующая технология. Например, строительство магистралей в горной местности предполагает создание некой равнины путем среза холмов и засыпкой впадин, а сквозь горные массивы прокладываются туннели. Через водоемы воздвигаются мосты, а над оврагами сооружаются эстакады. При небольших неровностях в ландшафте укладка автодорог может повторять местный рельеф.
Туннель сооружается в случае необходимости прокладки пути сквозь горный массив.
Стоимость бетонной дороги в разы выше асфальтной, однако срок службы полностью оправдывает затраченные на строительство средства. К тому же бетонированная дорога при качественной укладке не потребует капремонта как минимум 10 лет с момента сдачи в эксплуатацию. Кроме этого, бетонирование автомагистралей имеет ряд преимуществ по сравнению с асфальтированием:
- Простота приготовления бетонного раствора.
- Заливка полотна занимает немного времени.
- Гладкая и ровная поверхность обеспечивает хорошее сцепление с автошинами.
- Цементобетонное покрытие отличается прочностью, на нем не остаются следы от колеи при высоких нагрузках, как на асфальтированной, и срок службы гораздо дольше.
- Обладает отражающими свойствами, что положительно сказывается на видимости в темное время суток.